Темпы развития аграрного комплекса напрямую зависят от мощностей для экспорта зерна. Это тем более важно, учитывая ежегодный рост валового сбора зерна, который сегодня де-факто превышает показатель в 70 миллионов тонн. Есть все основания считать, что этот показатель существенно вырастет в течение следующего десятилетия. В этом плане ведущее место занимает эффективное использование таких объектов инфраструктуры как морские зерновые терминалы. Что такое зерновой терминал? Это целостный комплекс для приемки, временного хранения и отгрузки зерновой продукции на судна-зерновоза. Современный перегрузочный зерновой терминал должен иметь универсальные характеристики для работы со всеми видами транспорта: морским, железнодорожным и автомобильным.
Количество зерновых терминалов в мире
На протяжении последних лет реализованы рекордные по масштабу проекты: строятся новые портовые терминалы и расширяются действующие. Их общее количество достигает двух десятков комплексов, а суммарная мощность перевалки зерна стивидорных компаний превышает 75 млн т. Крупнейшие морские терминалы сегодня способны обрабатывать от 4 до 10 млн т зерна ежегодно. Это ненамного меньше по сравнению с крупнейшими европейскими объектами аналогичного назначения. Учитывая планы по дальнейшему расширению отечественных зерновых терминалов на ближайшие годы с доведением проектной мощности до 15 млн т, можно утверждать, что страна станет безусловным лидером по этому показателю.
Сколько еще нужно зерновых терминалов?
На протяжении последних 12 лет суммарный ежегодный объем зерна, которое обрабатывали морские зерновые терминалы Украины вырос фактически в 5 (!) раз, начиная с чуть более 10 млн т в 2007 году. Понятное дело, такой бум развития отрасли сопровождался интенсификацией выращивания сельхозкультур и постепенным ростом их урожайности. За достаточно обоснованным прогнозам через несколько лет можно будет говорить о гораздо большие цифры валового сбора зерна в Украине – начиная от 80 млн и заканчивая впечатляющей цифрой 100 миллионов тонн зерна.
Соответствующие прогнозы касаются и непосредственно экспорта выращенного урожая, который должен вырасти в 10-15-летней перспективе до 70-75 млн т зерна. Конечно, это потребует пристального внимания государства и бизнеса к развитию элеваторной и логистической инфраструктуры, ведущее место среди которой занимают портовые терминалы Украины. Такая работа ведется уже давно, о чем свидетельствует целый ряд масштабных инфраструктурных проектов по строительству морских зерновых терминалов, реализованных в Украине на протяжении последних лет, прежде всего за период 2016-2018 годов.
Скажем, в 2016 году добавилось почти 9 млн мощностей для перевалки зерна и свыше 400 тысяч тонн одновременного хранения зерна. В следующем – 2017 году – темпы сооружения морских зерновых терминалов несколько снизились, однако в 2018 году было сдано в эксплуатацию комплекс до 10 млн т зерна. Значительная часть подобных проектов реализуется уже в нынешнем 2019 году, при этом их суммарная мощность составляет более 7 млн т. На очереди – еще ряд крупных инфраструктурных проектов аналогичного типа.
Среди новых портовых зерновых терминалов, которые были построены с нуля или же существенно расширены нужно отметить уже упоминавшийся «ТИС-Зерно», суммарная мощность которого доведена до 10 млн т, перегрузочный терминал компании «М.В. Карго» при поддержке Cargill в порту «Южный» мощностью 5 млн т, перегрузочный зерновой комплекс в порту Ольвия и довольно много других инфраструктурных объектов. Наряду с многочисленными речными зерновыми терминалами столь стремительное развитие отрасли дает основания надеяться, что в ближайшем будущем конкурентоспособность отечественного экспорта зерна существенно возрастет.
За чей счет строятся перегрузочные терминалы?
Подчеркнем, что зерновой терминал – это в подавляющем большинстве случаев инвестиция для частного бизнеса, а также его сооружения нередко осуществляется на условиях государственно-частного партнерства. При условии эффективной организации работы это обеспечивает хорошую операционную рентабельность и расширяет возможности зернотрейдеров, лишая их зависимости от сторонних компаний и создавая условия для нормальной конкурентной среды.
Кроме этого, на материковой части Украины наблюдается острая нехватка мощностей для длительного и даже временного хранения выращенного урожая. В этом плане элеваторные мощности, которыми оснащены морские портовые терминалы позволяют значительным образом минимизировать данную проблему.
Во всяком случае, компания-владелец, которому принадлежит зерновой перегрузочный комплекс, кроме прямой экономической выгоды получит ряд дополнительных преимуществ. Во-первых, это возможность не зависеть от других компаний при отгрузке зерна на экспорт. Во-вторых, подстраховать риски на случай чрезвычайной ситуации.
Морской зерновой терминал – это долгосрочная инвестиция. Впрочем, сроки ее окупаемости в ближайшие временами будут сокращаться по мере роста объемов перевалки зерна в морских портах.
Что учитывается при строительстве терминала?
Наряду с тем зерновой перегрузочный комплекс – это сложный с инженерной и эксплуатационной точки зрения объект. Он должен соответствовать целому ряду строгих требований. Это наличие или возможность прокладки железнодорожного пути и хорошего автомобильного шоссе. Это правильно спланированная инфраструктура на территории самого комплекса, которая минимизирует затраты времени и энергии. И наконец – это наличие причалов для крупногабаритных судов и необходимая глубина акватории порта.
Понятное дело, перечисленным выше и другим требованиям отвечают далеко не все портовые зерновые терминалы Украины. В подавляющем большинстве случаев возникает потребность в инвестициях в создание надлежащей инфраструктуры: днопоглиблених работ, строительства причалов, подведение дополнительных железнодорожных путей, выравнивание площадок под дополнительные объекты комплексов.
Как свидетельствует опыт строительства морских зерновых терминалов в портах во время их проектирования и сооружения не стоит ориентироваться на бюджетные пути выполнения задания. При надлежащей эксплуатации и качественного технического оснащения портовые зерновые терминалы могут работать без капитальной реконструкции на протяжении многих десятков лет, постоянно принося своим владельцам прибыль.
Соответственно, при их сооружении существует прямой экономический смысл использовать лучшее оборудование и материалы.
Зерновой терминал как инвестиция
Соответственно, это требует солидных инвестиций, которые исчисляются сотнями миллионов долларов ежегодно. Скажем, суммарная стоимость проектов по сооружению морских зерновых терминалов в ближайшем будущем достигает почти 1 миллиарда долларов США. С одной стороны, это впечатляющие цифры, но с другой – они являются вполне реальными для крупных стивидорных и других компаний при наличии поддержки со стороны государства и банковского финансирования.
Также следует учитывать и очевидные риски сооружение морских зерновых перегрузочных комплексов. На сегодня к таким, очевидно, принадлежит внешнеполитический фактор в портах, расположенных в акватории Азовского моря. Поэтому не удивительно, что подавляющее большинство новых проектов по сооружению морских зерновых терминалов, сконцентрирована в портах Черного моря. Однако не только там, подтверждением чему служит расширение инфраструктуры для перегрузки зерна в Мариуполе.
Сроки окупаемости морских зерновых терминалов во многом зависят от места их расположения и наличия удобных подъездных путей, уровня технологической оснащенности объектов, а также специфики их работы. В частности, от того, занимается ли компания-владелец или совладелец зернотрейдингом.
Так или иначе, при условии сохранения существующей тенденции по развитию аграрной отрасли, активное расширение сети зерновых терминалов в Украине будет на повестке дня на протяжении многих лет. При этом при достижении достаточных объемов перевалки и одновременного хранения зерна, можно спрогнозировать активную работу в направлении совершенствования инфраструктуры, рост производительности и снижение эксплуатационных расходов как конкурентных преимуществ.