Воспитание музыкой

Музыка — мощный инструмент в воспитании, и это давно перестало быть новостью. Однако продолжает удивлять количество имеющихся методик и систем обучения, основанных на музыке.

Становление музыкальных способностей может стать важной ступенью в гармоническом развитии младенца и подспорьем в учебе ребенку старше. С помощью музыки формируются даже те умения, которые, казалось бы, никак не связанные с ней — моторные навыки, счет и логическое мышление.

Система Дмитрия Кабалевского

В своих занятиях Кабалевский подчеркивал эмоциональное восприятие музыки ребенком, раскрытия творческого потенциала и самовыражения.
Основные принципы, на которых была построена методика, подчеркивали ведущую роль личности ребенка в обучении:

  • формирование у учащихся интереса к искусству и собственных взглядов на явления, происходящие в музыке;
  • ознакомление ребят с различными музыкальными жанрами;
  • обучение творческому подходу к исполнительству, композиторской деятельности и прослушивания музыки.

Система Кабалевского предусматривала плавный переход от детсадовским музыкальных занятий, построенных на игре, к более сложным урокам младшей школы.

Как на первом, дошкольном, так и на последующих этапах главными в обучении остаются три жанра — песня, танец и марш. Именно их Кабалевский называл тремя китами в музыке.

Необычной особенностью занятий в новой системе стал тематизм. Все виды деятельности — прослушивание произведений, творчество, танец и игровые приемы на каждом занятии объединены единой темой. Она придает яркость и живость упражнениям, помогает создавать проблемные ситуации и подталкивает детей к поиску творческих решений. Музыка скачать бесплатно mp3 можно на страницах нашего специализированного сайта.

Методы, разработанные в свое время Кабалевским, используемых в обучении детей и сегодня.

Система Карла Орфа

Карл Орф в 1924 году основал школу гимнастики, музыки и танца, где много времени уделял работе с начинающими музыкантами.

Первое, против чего выражал протест Карл Орф — это навязывание детям каких-либо шаблонов. Он стремился познакомить ребенка со всем богатством музыкального мира, что охватывает как прошлые, так и грядущие времена со всеми жанрами и направлениями, которые не ограниченными определенными рамками.

Так появилась прогремела на весь мир антология музыки для детей в пять томов, которая успешно используется и сегодня — «Шульверк. Музыка для детей».

Говоря современным языком, Орф создал своеобразную интерактивную программу обучения детей музыке. Уверен в том, что лучший способ познать что-либо — это попробовать себя в роли творца, автор методики положил в ее основу практические упражнения для маленьких учеников.

«На первом месте практика, осознание — после» (Карл Орф).

Орф создал серию пьес, предназначенных для исполнения малышами. Их простота позволяла принимать участие в процессе даже самым маленьким исполнителям, а также разнообразить выполнение на собственный вкус.

Пьесы представляли собой фольклорные мотивы разных народов, и для их выполнения нужен специальный инструментарий, в основном — шумовые инструменты. Здоровались и ритмические приемы, используемые детьми без применения инструментов — всплески, притопи, щелчок пальцами. Малышам предлагалась роль не слушателей и даже не обычных исполнителей, а соавторов.

Кроме пьес, в методику вошли языковые упражнения, задачи из области художественной декламации, танцы и рекомендации для педагога.

М.Л. Лазарев: методики «Сонатал» и «Інтоніка»

Известный российский педиатр стал первым в своей стране специалистом по перинатальному воспитанию (пренапедіі). В школе, созданной им на базе московского врачебно-физкультурного диспансера, Михаил Львович применял на практике методику дородового развития с помощью музыки, названную «Сонатал».

Китайцы считают, что человек живет две жизни: первую — до рождения, вторую — после рождения. Метод «Сонатал» — это возможность полноценно прожить «жизнь первую» — дородовое детство, а значит, сделать и «вторую жизнь» более здоровой и счастливой. (М.Л. Лазарев)

Главным инструментом методики является голос мамы — самый привычный и самый желанный звук для еще не рожденного и новорожденного малыша. Кроме слушания и пения, в систему вошли гимнастические упражнения для мамы, танцы, рисование под музыку и игра на инструментах.

Начиная с первых дней после рождения малыша и до трех лет на смену «Сонаталу» приходит «Інтоніка». Она представляет собой подборку занятий, благотворительно влияют на дыхательную систему, психоэмоциональное состояние ребенка, а также на развитие образного мышления, моторных способностей, языковых навыков.

В зависимости от возраста ребенка различаются три уровня занятий, на каждом из которых отдается предпочтение тем или иным разновидностям гимнастики, а значит — определенным методам и приемам:

  • 1-й год жизни — двигательный;
  • 2-й год жизни — сенсорно-эмоциональный;
  • 3-й год жизни — образно-логический.

Взрослый выполняет упражнения вместе с малышом.

М.Л. Лазарев разработал также программу, которая объединяла ознакомления ребенка с музыкой и цветом — «Дитя гармонии».

Сегодня эти программы широко применяются в работе с малышами и будущими мамами в России и за рубежом. Для детей старшего возраста (от 3 до 6 лет) Лазарев создал отдельную методику — «Здравствуй!», Которая также пользуется успехом в детских центрах и садах. Если в первых двух случаях методики построены на основе музыкальных упражнений, то в программе «Здравствуй!» Набор приемов значительно расширяется. Однако ритмичные движения, пение и прослушивание музыки остаются неотъемлемой ее частью.