«Если крен появился, то у моряков на спасение было от силы несколько минут»
В Баренцевом море с затонувшего рыболовецкого судна «Онега» удалось спасти двух человек. Обоих, второго помощника капитана Владислава Буторина и матроса Руслана Катюхина, подняли на борт из штормового моря моряки судна «Войково». Судьба еще 16 человек не известна, один найден мертвым. Как производился лов рыбы и что могло стать причиной трагедии, рассказал бывший капитан «Онеги» Александр Забавников.
— Что можно сказать о траулере «Онега»? В каком оно было состоянии?
— Это судно норвежской постройки, 1979 года. Его вместимость составляет 358 тонн. По корпусной части оно проходит регистр (Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) – Авт.) Всегда проводятся замеры остаточных толщин корпусных конструкций. Я работал на «Онеги» три года. Судно находилось в нормальном состоянии. У них очень хорошая база флота. Кстати купить насосное оборудование , можно на https://aquapipe.com.ua/ нашем специализированном сайте.
Я только недавно, в субботу, пришел с моря. Видел «Онегу» на локаторе. Судно было в десяти милях от нас.
— В районе затопления судна дул сильный ветер, был шторм, мороз достигал минус 30 градусов. В таких условиях ловят рыбу?
— Так как эти ребята занимались своеобразный ловом — ярусным, то они ловили рыбу в любую погоду. В этом случае используется крючковая снасть. Берется веревочный трос, на него навешивается много-много крючков. На выставленном ярусе бывает до 5 тысяч крючков. Потом через определенное время начинают эту снасть поднимать на борт с тем, что поймали.
— Что ловят ярусным ловом?
— В основном треску и пикшу.
— По информации МЧС, причиной затопления судна могло стать обледенение. Что это такое и как оно происходит?
— Когда волна, брызги воды попадают на палубу, они практически моментально замерзают. Все конструкции, которые находятся на палубе, покрываются льдом. На мой взгляд, обледенение не могло стать основной причиной затопления судна. Для того, чтобы судно затонуло с обледенением, оно должно было превратиться чуть ли не в айсберг. Там должна была накопиться просто огромная масса льда. С тем, что обледенение могло стать одним из факторов этого происшествия, я еще могу согласиться.
— Со слов одного из спасенных, судно потеряло устойчивость и перевернулось при выборке яруса. Как, на ваш взгляд, могли развиваться события на судне утром 28 декабря?
— Люди работали, занимались подъемом на борт орудий лова. Скорее всего, волна ударила в противоположный борт, судно сильно накренилось вправо, а у них там есть технологический вырез, специальное окно, через которое они выбирают сеть, орудия лова. Туда стала поступать вода. Они, как говорится, черпанули.
Там закрытое помещение, выхода на палубу нет, воде деваться некуда, она стала заполнять отсек. Он там своеобразный, рядом находится машинное отделение, вода осталась на одном правом борту. Судно начало крениться дальше. Насосы, наверное, не справились с откачкой. Выровнять судно в этом случае очень тяжело. Ситуация развивалась стремительно.
— Где могли находиться члены экипажа в 7 утра, когда все произошло?
— Одна вахта спала, другая работала. Смену сдают в 8 утра. Если крен появился, то у них на спасение было от силы несколько минут. Если они со сна успели что-то сообразить. Кто-то, как выяснилось, успел надеть гидрокостюмы.
— Вы кого-то знали из экипажа?
— Хорошо знал Владимира Фурса, второго механика. Я приглашал его к себе на работу. Он работал у меня на судне почти год. Очень толковый специалист и человек хороший.
— Есть шансы найти остальных моряков живыми?
— Хотелось бы верить в лучшее. Но, как показывает практика, если в течение шести часов после трагедии их не подняли, то шансы найти живых — минимальные.
— Тела моряков могли остаться на дне вместе с судном?
— Именно так.