Виды корпусов лодок

У каждой лодки есть одна общая черта: корпус, представляющий собой полую, самую нижнюю часть судна, которая плавает частично погруженной и поддерживает остальную часть лодки. Корпуса спроектированы таким образом, чтобы обеспечить особые характеристики управляемости и производительности, которые, конечно же, определяют назначение лодки.

Независимо от того, является ли целью вашего путешествия однодневный круиз, парусный спорт, рыбалка, катание на водных лыжах, дайвинг, длительные круизы или гонки, понимание конструкции корпуса и эксплуатационных характеристик и выбор лодки, которая наилучшим образом соответствует вашим потребностям, повысят ваше удовольствие во время плавания.

Как правило, конструкции корпусов относятся к одной из трех категорий: водоизмещение, глиссирование и полуподъемность. Ниже кратко описан каждый из них с преимуществами и недостатками.

Водоизмещающие корпуса лодок

Водоизмещающие корпуса обычно имеют закругленное днище с каплевидной формой, проходящей от носа до кормы. Водоизмещающие корпуса перемещают или перемещают количество воды, равное весу лодки, чтобы лодка могла двигаться вперед по воде. Этот тип корпуса очень эффективен на расчетных скоростях, обеспечивая максимальную отдачу от галлона топлива, но конструкция корпуса ограничивает скорость. Например, 64-футовый крейсерский траулер может реально развивать максимальную скорость чуть более 10 узлов. На малых скоростях лодка с водоизмещающим корпусом легко отталкивает вытесняемую ею воду, но с увеличением скорости двигатель должен работать интенсивнее, чтобы перемещать вытесненную воду, тем самым снижая скорость и увеличивая расход топлива.

  • Вытесните объем воды, равный весу лодки.
  • Оттолкните воду с пути, «вспахивая» воду.
  • Скорость ограничена длиной ватерлинии, что делает максимальную скорость от 7 до 10 узлов типичной для лодки длиной от 25 до 40 футов.
  • Устойчивые и удобные, особенно в бурном море или в непогоду.
  • Экономичный в эксплуатации.
  • Может перевозить большой груз (людей, топливо, снаряжение) без существенного влияния на производительность, управляемость или баланс.
  • Примеры включают коммерческие рыболовные суда, парусники и большие прогулочные траулеры.

Глиссирование корпусов лодок

Глиссирующие корпуса предназначены для плавания по поверхности воды, независимо от веса лодки, и имеют V-образные корпуса, которые позволяют лодке подниматься над водой или на плоскости (по существу, удерживая корпус над водой). Для достижения высоких скоростей требуется меньшая мощность, и по сравнению с водоизмещающими или полуводоизмещающими корпусами глиссирующие корпуса гораздо менее удобны в условиях бурного моря или погоды.

  • Предназначен для высоких крейсерских скоростей, обычно в диапазоне 12-20 узлов.
  • Катайтесь на поверхности воды на крейсерской скорости.
  • V-образные поперечные сечения в передней части миделя, выступы вдоль корпуса добавляют подъемной силы.
  • Исключительная устойчивость и маневренность в самолете.
  • Неэффективно на холостом ходу или низких скоростях.
  • Менее удобные, чем водоизмещающие корпуса, в условиях бурного моря или погоды.
  • Перегрузка существенно влияет на производительность двигателя, управляемость и баланс.
  • Примерами могут служить прогулочные лодки в диапазоне 17-35 футов, центральные консоли, лодки для окуней, носовые лодки, лодки для сигарет и личные плавсредства.

Лодки с полуводоизмещающим корпусом

Полуводоизмещающие корпуса — это гибриды, конструкция которых находится где-то между водоизмещающими и глиссирующими корпусами. Этот тип в основном сочетает в себе устойчивость корпуса полного водоизмещения и маневренность и скоростные характеристики глиссирующего корпуса. Однако их конструкция, силовая установка и вес не обеспечивают достаточной гидродинамической подъемной силы для достижения полного глиссирования.

  • Частично поднимаются из воды на крейсерской скорости.
  • Может двигаться быстрее, чем водоизмещающий корпус, но менее эффективен на низких скоростях.
  • Менее эффективен, чем глиссирующий корпус лодки на высоких скоростях.
  • Высокий расход топлива на низких скоростях.
  • Большая дальность плавания, чем у водоизмещающих корпусов, с возможностью уйти от шторма обратно в порт.
  • Примеры включают траулерные яхты, каютные круизеры среднего размера и лодки для ловли лобстеров.

Требования к плитам вместимости лодки

Федеральные законы требуют, чтобы на лодках определенной длины, оснащенных внутренним, подвесным или кормовым двигателем, была установлена постоянная табличка с указанием допустимой нагрузки, установленная производителем. Небольшие парусники, каноэ, байдарки и надувные лодки не подпадают под действие этого закона, но могут иметь на борту аналогичную информацию, которая поможет пользователю ориентироваться.

Загрузка и вместимость зависят от веса людей, топлива и снаряжения, которые можно безопасно перевозить на лодке. Безопасная нагрузка на лодку зависит от нескольких характеристик, включая объем и размеры корпуса, вес двигателя, а для лодок с подвесными моторами — от способа его установки. Таблички вместимости обычно крепятся внутри лодки на транце или рядом с постом управления. Количество мест на лодке не указывает на количество людей, которых лодка может безопасно перевозить.

Ни в коем случае нельзя снимать или менять пластины емкости. Во многих штатах действуют правила, запрещающие перевозить людей и снаряжение сверх пределов вместимости, а также законы, запрещающие установку двигателя, мощность которого превышает указанный предел мощности.

Ограничения на грузоподъемность применяются только к оптимальным погодным и морским условиям. Рекомендуется следить за тем, чтобы груз на лодке (пассажиры и снаряжение) распределялся равномерно, и избегать резких изменений в распределении веса. Важно отрегулировать распределение веса в случае ухудшения погодных условий. Кроме того, помните, что люди представляют собой живой груз на борту. Когда они перемещаются, движение может отрицательно повлиять на баланс и производительность лодки. Лучшее время для перемещения человеческого или другого груза — это когда лодка остановлена или находится на низкой или холостой скорости.

Хотя табличка вместимости конкретно указывает, сколько человек можно безопасно перевозить, в ней обычно не указывается или не указывается вес съемного снаряжения, такого как одежда, или расходных материалов, таких как вода или топливо. Если на борту судна меньше пассажиров, но большой груз расходных материалов, рекомендуется определить вес предметов. Например, используйте стандартные веса для воды (восемь фунтов на галлон) и топлива (шесть фунтов на галлон) и умножьте на количество воды и топлива на борту, чтобы определить, соответствует ли нагрузка возможностям.

Для судов, на которых не требуется табличка вместимости, используйте приведенную ниже формулу для расчета количества людей, которое судно может безопасно перевозить.

Количество человек = Длина судна (в футах) х Ширина судна (в футах) ÷ 15

Понимание конструкции корпуса и эксплуатационных характеристик, а также выбор лодки, которая наилучшим образом соответствует вашим потребностям, повысят ваше удовольствие от пребывания на воде, будь то день рыбалки или захватывающий день тюбинга.