Морские датчики — это окно в работу вашего судна, позволяющее вам знать, что происходит в ваших системах, и предупреждающее вас о надвигающейся опасности. Однако это возможно только в том случае, если они находятся в хорошем рабочем состоянии. Поскольку морские условия, как правило, неблагоприятны для электроники, морские датчики часто требуют большего ухода, чем их аналоги на суше. Хотя их ремонт может показаться сложным, это всего лишь вопрос понимания основ того, как они работают и что делать. Как и во многих навыках катания на лодке, самым важным шагом является внимательность. Внимательно следите за своими датчиками, чтобы выявить их проблемы до того, как это повлияет на безопасность вашего плавания.
В качестве примечания, это общее руководство. Возможно, вы захотите ознакомиться с вашим руководством для получения конкретной информации, касающейся типа используемого вами датчика. На лодке одними из наиболее распространенных типов датчиков на приборной панели являются тахометр, топливо, спидометр, дифферент, вольтметр, датчики давления масла и температуры воды. Дифферент, датчик, используемый только на лодках, измеряет, насколько высоко поднят или опущен двигатель.
Компоненты судовых датчиков
К счастью, морские манометры не сложны в своей конструкции. Когда дело доходит до неисправного датчика, есть три компонента, которые могут лежать в основе проблемы: сам датчик, проводка или датчик.
Большинство датчиков имеют по крайней мере три клеммы на задней панели. Терминал “S” или “SND” подключается к датчику, который является частью оборудования, которое измеряет уровень топлива, температуру воды или давление масла и отправляет это измерение на лицевую панель датчика. Клемма “I” или “IGN” подключается к зажиганию и подает питание на датчики. Клемма “G” или “GND” является соединением заземления для цепи освещения. Это три основных терминала; некоторые датчики могут иметь до пяти. Если в вашем манометре больше этих трех, обратитесь к руководству по оборудованию и убедитесь, что вы точно знаете, для чего они предназначены.
Устранение неполадок и ремонт судовых датчиков
Хотя важно правильно проверять все компоненты датчика, во многих случаях проблема возникает из-за датчика, особенно если речь идет о датчике топлива. Датчики уровня топлива часто заведомо неточны, потому что они используют поплавковую систему для определения уровня топлива, что проблематично, поскольку удары о волны или тот простой факт, что уровень в баке может быть не всегда ровным, изменят показания, которые выдает датчик.
Две основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются датчики, заключаются в том, что они либо не работают, либо неправильно показывают показания. Неправильное считывание может быть более опасным, так как на первый взгляд кажется, что датчик исправен.
Если датчик не работает, отсоедините клемму датчика и включите зажигание. При включенном зажигании стрелка на манометре должна быть полностью направлена влево. Если это не так, вам необходимо проверить напряжение зажигания, подключив мультиметр между клеммами зажигания и заземления. При отсутствии напряжения проверьте проводку, идущую к зажиганию и заземлению, так как это, скорее всего, проблемная область. Если указатель полностью направлен влево, замкните клемму датчика на землю. Если стрелка не перемещается полностью вправо, датчик неисправен и должен быть заменен. Если указатель перемещается полностью вправо, проблема связана либо с проводкой к датчику, либо с самим датчиком. Проверьте проводку и повторите проверку еще раз; если проблема не устранена, вам придется заменить датчик.
Если показания датчика неверны, вашим первым шагом должно быть просто проверить клеммы и убедиться, что они ослаблены или загрязнены. Если они есть, очистите и затяните их, и если это не является причиной неисправности, продолжайте остальную часть процесса. Проверьте, соответствует ли калибровка датчика контрольным Омам, указанным в руководстве. Если калибровка датчика не выполняется, значит, датчик неисправен и его необходимо заменить. Если калибровка датчика все же выполняется, значит, проблема связана с датчиком, и датчик необходимо заменить.
Если вам необходимо заменить датчик, имейте в виду, что для работы датчика он должен быть заземлен и, следовательно, должен иметь контакт металл-металл с его резьбой. Будьте осторожны с герметиком для резьбы, иначе датчик не будет функционировать. При замене датчика подачи топлива обязательно измерьте емкость бака, так как датчики бывают разной длины, и вы должны выбрать тот, который соответствует вашим конкретным потребностям.
Стандартный морской код провода
Если вам необходимо заменить проводку, убедитесь, что провода используются правильного цвета, как предписано Стандартным кодом для морских проводов. Цвета используются следующим образом:
Красный – постоянно горячий
Черный грунт
Фиолетовый – Включение питания (между датчиком и ключевым выключателем)
Желтый/красный – нейтральный уровень безопасности
Загар – температура воды
Темно–синяя подсветка датчика
Розовый – датчик расхода топлива
Серый – индикатор тахометра
Синий – давление масла
Коричневый/белый – индикатор дифферента
Коричневый – Трюмный насос
Зеленый / Белый – обрезать
Синий /Белый – Настройка
Зеленый/Оранжевый – независимый наклон вниз
Синий/оранжевый – независимый наклон вверх
Желтый/черный – цепь дросселя
Желтый/Красный – пусковая цепь
Черный/Желтый – Зажигание
При устранении неполадок и ремонте датчиков не забывайте соблюдать максимальные меры предосторожности, поскольку вы будете работать как с горючими материалами, так и с материалами, способными вызвать поражение электрическим током. Внимательно следите за собой, а также за резервуарами и датчиками. При покупке сменного оборудования имейте при себе спецификации вашего существующего оборудования, чтобы быть уверенным, что ваши новые покупки совместимы с ними.
Чем больше вы знаете о том, как что-то починить на борту вашей лодки, тем комфортнее вам будет на ней и тем больше удовольствия вы получите, находясь на воде. Научитесь разбираться в своих приборах и исправлять их, и вы будете на пути к тому, чтобы стать опытным яхтсменом!