Устройство для автоматической зарядки и разрядки аккумуляторов

При длительном хранении (несколько месяцев) автомобильных аккумуляторов происходит их саморазряд, поэтому рекомендуется заряжать аккумуляторы не реже одного раза в месяц. Однако обычная подзарядка не предотвращает сульфатацию пластин, что снижает емкость аккумулятора и сокращает срок его службы. Для устранения этих нежелательных явлений рекомендуется время от времени тренировать аккумулятор: разрядить его током в амперах численно равным 1/20 от номинальной емкости, выраженной в ампер-часах, при напряжении 10,5 В, и последующая зарядка напряжением 14,2 … 14,5 В. Этот цикл заряда-разряда может повторяться несколько раз, если аккумулятор сильно сульфатирован или находился в полуразрядном состоянии в течение длительного времени. , для этих целей используется автоматическое зарядно-разрядное устройство

Описанное ниже зарядное устройство / разрядное устройство предназначено для работы вместе с зарядным устройством для обеспечения необходимого зарядного тока. Устройство позволяет:

разрядить аккумулятор до напряжения 10,5 В;

начать загрузку автоматически по окончании загрузки;

зарядка асимметричным током при соотношении составляющих заряда и разряда 10;

прекратить зарядку АКБ при достижении напряжения на выводах АКБ значения 14,2 … 14,5 В, что соответствует сообщению АКБ о полной номинальной емкости;

контроль напряжения происходит в тот момент, когда зарядный ток не течет через аккумулятор;

прекратить разряжать аккумулятор при пропадании напряжения;

Выполните циклы разгрузки-загрузки один или несколько раз.

Рассмотрим работу устройства согласно его принципиальной схеме, представленной на рис. 84.

Загрузочно-разгрузочное устройство состоит из самого загрузочного устройства (зарядного устройства), обозначенного на схеме прямоугольником, и электронного блока управления. Блок управления питается от аккумуляторной батареи.

В качестве порогового элемента (компаратора), генерирующего сигнал при достижении напряжением аккумуляторной батареи значения более 14,2 … 14,5 В и снижении его до 10,5 В, интегральный таймер КР1006ВИ1 (микросхема DA1). Вкратце напомним, как работает эта микросхема. Таймер содержит два основных входа: триггерный вход (контакт 2) и пороговый вход (контакт 6). На этих входах внешние напряжения сравниваются с эталонными значениями, которые относятся к указанным входам, соответственно, 1/3 Upit и 2/3 Upit, где Upit — напряжение питания таймера, приложенное к контакту 8 относительно контакта Общие 1. Если напряжение на июньском пине меньше 2/3 упит; затем, уменьшив напряжение на контакте 2 до значения менее 1/3 Usup, таймер будет установлен в состояние, при котором на выход Q (контакт 3) будет подано высокое напряжение. При дальнейшем повышении напряжения на входах соответственно более 1/3 Usup и 2/3 Usup таймер перейдет в другое устойчивое состояние, которое соответствует низкому уровню напряжения на выходе таймера.

Терминал 5 таймера используются для контроля величины опорного напряжения, а также для возможных изменений в его стоимости внешних элементов. В этом случае примерное напряжение стабилизируется стабилитроном VD3. Это сделано для повышения стабильности компаратора путем отслеживания медленно меняющихся напряжений. Стабилизация напряжения питания таймера с помощью параметрического регулятора VD2R8 служит той же цели. Нижний и верхний пороги срабатывания компаратора можно изменить с помощью установочных резисторов R10 и R9.

Допустим, к устройству подключены аккумулятор и зарядное устройство и есть напряжение 220 В. Напряжение не слишком разряженной 12-вольтовой батареи обычно составляет 12 … 12,6 В. В этом случае встроенный таймер работает. установить в состояние, соответствующее высокому напряжению. на его выходе, и транзистор VT1 будет открыт. Светодиод HL1 загорится, указывая на режим зарядки. Однако, как правило, степень разряда подключенного аккумулятора неизвестна, и перед началом зарядки его необходимо разрядить до напряжения 10,5 В. Для включения режима разряда кратковременно нажмите кнопку «Пуск» SB1. . При этом на вывод 6 таймера через контакты SB1.1 подается напряжение, переводя его в обратное состояние, и светодиод HL1 гаснет. При этом контакты SB1.2 подают сигнал на RS-триггер DD1.1DD1.2, переводя его в состояние высокого напряжения на выходе логического элемента DD 1.1.