Система выхлопа автомобиля

В конструкции автомобиля используется множество систем — охлаждающая, масляная, система впрыска и так далее. Но мало кто уделяет внимание выхлопной. Но ведь это не менее важная составляющая любого автомобиля. С годами конструкция данной системы совершенствуется. О том, из чего состоит выхлопная система автомобиля и как она работает, мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

назначение

Как известно, в двигателе при работе происходит возгорание смеси. Это возгорание сопровождается характерным звуком. Во время взрыва образуется колоссальная энергия. Она настолько велика, что способна поднять поршень в верхнюю мертвую точку. В последнем такте работы происходит выпуск газов. Они под давлением выходят в атмосферу. Но для чего же нужна система выхлопа? Она служит для гашения звуковых колебаний. Ведь без нее работа даже ультра технологичного мотора была бы громкой и невыносимой.

Таким образом, система выхлопа выполняет следующие функции:

  • Вывод из цилиндров двигателя продуктов горения.
  • Снижение уровня токсичности газов.
  • Исключение попадания продуктов горения в салон автомобиля.

Устройство

Данная система http://therussiantimes.com/smi/380980.html объединяет в себе несколько составляющих. Кроме того, она непосредственно связана с работой ГРМ. Итак, классическая система выхлопа ВАЗа состоит из:

  • Приемные трубы.
  • Катализатора.
  • Резонатора.
  • Глушителя.
  • Различных крепежных и уплотнительных элементов.
  • Кислородного датчика.

Если рассматривать дизельные автомобили, то в конструкции также будет иметься сажевый фильтр. Что собой представляют эти элементы? Устройство каждого из них рассмотрим ниже.

Приемная труба

Этот элемент является первым в списке и идет сразу за выпускным коллектором. В приемную трубу попадают еще не остывшие газы. Поэтому температура может достигать 600 и более градусов Цельсия. В народе приемную трубу называют «штанами» за ее характерную форму.

система выхлопа
Данный элемент изготавливается из особо міцногоі огнестойкого металла. Обычно он черновой (ржавеет с годами), но на более дорогих авто делается из нержавейки. Если это двигатель с большим объемом камеры сгорания, в конструкции системы может использоваться несколько таких труб. Это делается с целью уменьшения сопротивления газов. В противном случае мотор будет «задыхаться» своими же газами.

резонатор

Он выполнен в форме цилиндрической банки. Именно в резонаторе происходит первое разделения потока выхлопных газов. Также за счет увеличения диаметра уменьшается скорость движения выхлопа.

устройство системы выхлопа
Газы постепенно рассеиваются в этой камере. Благодаря этому происходит гашение вибраций и частично звука. Так же как и «штаны», резонатор изготавливается из огнеупорного металла.

катализатор

Это, пожалуй, самая сложная и дорогая складовав любой системе выхлопа. Корпус данного элемента тоже выполнен из огнестойкого металла. Однако, в отличие от резонатора и приемной трубы, он многослойный. Внутри этой «банки» имеется керамический стержень. Дополнительно катализатор оснащается проволочной сеткой. Она покрывает второй элемент керамического материала.

выхлопные трубы глушители
Кроме этого, в устройстве есть шартеплоізоляції с двойными стенками. Почему катализатор так дорого стоит? Кроме керамики, здесь используются дорогие материалы — палладий или платина. Именно эти составляющие преобразуют вредные газы в водород и безопасные пары. Несмотря на это минимальная стоимость нового нейтрализатора составляет 40 тысяч рублей.

 

Сажевый фильтр

Если рассматривать устройство выхлопной системидизельного двигателя, стоит отметить и этот элемент. Он является дополнением к каталитического нейтрализатора. В основе фильтра лежит матрица, изготовленная из карбида кремния. Она имеет пористую структуру и обладает каналами малого сечения. Последние поочередно закрыты с одной и другой стороны. Боковая часть элемента играет роль фильтра и имеет пористую структуру.

До недавнего времени ячейки матрицы имели квадратную форму. Сейчас производители используют 8-угольные ячейки. Так вырабатывается лучше захват сажи и оседание ее на стенках фильтра.

неисправности системы выхлопа
Как работает данный элемент? Сажевый фильтр действует в несколько этапов. На первом происходит фильтрация сажи. Газы попадают в элемент, и вредные вещества оседают на стенках. Второй этап — это регенерация. Она может быть:

  • Пассивной.
  • Активной.

В первом случае вредные газы очищаются, проходячичерез керамический элемент. Во втором добавляется специальная жидкость AdBlue. Обычно такая система используется на грузовиках. Она позволяет снизить токсичность выхлопов на 90 процентов. В машине есть отдельный бак для этой жидкости, и система после поступления соответствующего сигнала впрыскивает часть AdBlue в катализатор. Так, из трубы выходит практически чистый выхлоп, содержащий безвредный для атмосферы водород.

Лямбда-зонд

Его также называют кислородным датчиком. Устанавливается возле катализатора в резьбовое соединение. Представляет собой чувствительный элемент, который сталкивается с отработавшими газами.

прокладка выпускного коллектора
Задача датчика — определить температуру газов інаявність в них кислорода. На основе считанных данных ЭБУ посылает сигнал на впускной коллектор. При необходимости в цилиндры впрыскивается дополнительная порция топлива. Для чего это нужно? Дело в том, что катализатор полностью работает только при условии повышенных температур (не менее 600 градусов). Если газы будут холоднее, никакой фильтрации и превращение не состоится. Поэтому система добавляет больше топлива, чтобы температура каталитического стержня находилась в рабочем диапазоне. На расход топлива эта система практически не влияет (при условии ее исправности).