ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В основе социально-экономического развития информационного общества лежит не материальное производство, а производство информации и знаний. Для любой страны степень ее экономического и технологического развития, благосостояния общества пропорциональны среднему уровню знаний, умений, навыков и квалификаций ее активного населения . Люди с высокой квалификацией лучше приспособлены к возможным изменениям профиля работы, менее уязвимы в случаях ее утраты, способны обновлять и повышать уровень своих знаний и умений. Развитие высоких технологий во все больших масштабах повышает спрос на интеллектуальность в образовании широких масс населения любой страны. Это кардинально меняет состояние системы образования в обществе, ее институциональный статус. Образование становится не только инструментом взаимопроникновение знаний и технологий в глобальном масштабе, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач.

Современному обществу нужна массовая качественное https://pib24.ru/ образование, которое способно обеспечить возросшие требования к потребителю и производителю материальных и духовных благ. Выполнить социальный заказ общества через увеличение ассигнований на образование, увеличение количества учебных заведений и другими традиционными способами не в состоянии даже богатые страны. Поэтому появление дистанционного образования не случайна, это закономерный этап развития и адаптации образования к современным условиям.

Вопрос «быть или не быть» дистанционном образовании уже не является актуальным. Во всем мире дистанционное образование существует, занимает свое социально-значимое место в образовательной сфере. В конце 1997 года в 107 странах действовало около 1000 учебных заведений дистанционного типа. Количество тех, кто получил высшее образование в системе дистанционного образования, в 1997 г. составляла около 50 млн человек, в 2000 г. – 90 млн, по прогнозам в 2023 г. составит 120 млн человек .

За последние годы развитие информационных технологий сделало актуальной проблему модернизации системы образования. Суть такой модернизации всего отразилась в концепции дистанционного образования (ДО), которая, благодаря такому глобальному явлению как Интернет, охватывает широкие слои общества и становится важнейшим фактором его развития. Особое значение такая модернизация системы образования приобретает в Украине.

Согласно некоторым исследованиям, в Украине около 30% учебных заведений заявили о том, что уже имеют или планируют организовать обучение в режиме ДО. Однако чаще всего за этим стоит обычная заочная форма обучения. Чем же отличается дистанционное образование от других видов получения знаний и профессии? В первую очередь — это открытая система обучения, что предполагает активное общение между преподавателем и студентом с помощью современных технологий и мультимедиа. Такая форма обучения дает свободу выбора места, времени и темпа обучения.

Система имеет ряд преимуществ и значительно расширяет круг потенциальных студентов. Получить образование дистанционно имеет возможность молодежи, которая не может совмещать учебу с работой или проживает в отдаленных от областных центров местности; военнослужащие; домохозяйки; руководители; бизнесмены или студенты, желающие параллельно получить образование. Дистанционная форма обучения подходит почти всем, потому что дает возможность гармонично сочетать учебу и повседневную жизнь.

Стоит отметить, что К — доступная возможность получить образование за рубежом с минимальными финансовыми затратами при большом выборе специальностей, поскольку большинство ВУЗОВ Европы и США ввели такую удобную для студентов форму образования гораздо раньше, чем Украина.

Современное образование требует непрерывно расширять свое восприятие комплексности мира и формирования информационного общества. Для того, чтобы знания получили конкретный связь с действиями, необходимо постоянно «учить себя», пополняя и расширяя свое образование. Именно эту цель и ставит перед собой дистанционное образование [11].

Студентам и абитуриентам предлагается программа обучения, как по специальностям, так и по отдельным курсам. Важно, чтобы ученик хотя бы один раз в год посещал кампус и участвовал в стационарных занятиях. Некоторые учебные заведения строят процесс обучения на основе компьютерного обеспечения. Это означает, что преподаватель и студент в реальности не контактируют друг с другом, а получают и передают информацию по электронной почте. Документы об окончании образования студентам высылаются тоже по почте. На Украине дистанционное образование чрезвычайно актуальна.

Отметим главные преимущества дистанционной формы обучения:

— доступность всем слоям населения;

— отсутствие необходимости посещать лекции и семинары;

— демократический связь «преподаватель – студент»;

— комплексное программное обеспечение;

— ведущие образовательные технологии;

— индивидуальный процесс обучения;

— гибкие консультации.

Перспективу и совершенствование системы дистанционного обучения на Украине составляет внедрение в процесс компьютерной и аудио-визуальной техники. В настоящее время проблеме дистанционного образования разрабатывают практически все Вузы на территории Украины [10].

Несмотря на достаточно объемный перечень положительных качеств дистанционного образования, как и в любой другой форме обучения, в ней можно выделить несколько недостатков. Это, прежде всего, затруднена идентификация дистанционных студентов, поскольку на современном этапе развития технологий проверить, кто именно сдает экзамен довольно сложно. Однако, ВУЗОВ, которые предоставляют возможность обучения на дистанционных курсах, нашли выход из ситуации в обязательном присутствии студента на нескольких экзаменах в высшем учебном заведении. При этом является обязательным предоставление документов, подтверждающие личность.

Кроме того, достаточно серьезной проблемой является низкая пропускная способность электронной сети во время учебных или экзаменационных телеконференций. От этого, прежде всего, страдают дистанционные студенты небольших городков Украины, которым, собственно, больше всего подходит К через географическую удаленность от научных центров.

Среди важных недостатков дистанционной формы образования в Украине стоит также выделить недостаточный непосредственный контакт между персональным преподавателем (тьютором) и дистанционным студентом за необычайную профессиональную загруженность отечественных педагогов. Студенты зарубежных дистанционных курсов могут получать ответы на свои письма уже через несколько часов, поскольку преподавателей в странах со значительным опытом внедрения гораздо больше, чем студентов. К сожалению, в Украине сложилась противоположная ситуация — желающих получить дистанционное образование у нас много, а опытных преподавателей, знакомых с новейшими технологиями дистанционного общения, маловато.

В общем, дистанционное образование в Украине не отвечает требованиям, предъявляемым к информационному обществу и не обеспечивает полноценного вхождения Украины в международное образовательное пространство. Чтобы система дистанционного обучения заняла достойное место в системе образования Украины, нужно, прежде всего, создать глобальную компьютерную сеть образования и науки, поскольку именно компьютер позволяет получать учебный материал, является одновременно и библиотекой, и центром справочной информации, и коммуникативным центром, что делает его одним из участников реализации программы непрерывного образования в Украине [9].

Значительное отставание Украины от стран зарубежья по вопросам дистанционного образования, обусловлено объективными и субъективными причинами, сдерживает развитие отечественного образования, замедляет темпы ее вхождения в мировое образовательное пространство в качестве равноправного партнера.

Отсутствует научно обоснованная и четко сформулированная стратегия дистанционного образования в Украине. В стране не имеет соответствующих программ общегосударственного и регионального уровней. Невысокий уровень компьютеризации общества и системы образования в частности, низкое освоение учебными заведениями сетевых информационных технологий, несформированность национального образовательного пространства в Web-среде и др. не позволяют в настоящее время реализовать значительные потенциальные возможности дистанционного обучения. Отдельные инициативы и положительные результаты их реализации в целом проблему не решают.