Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это создание многомерной модели структуры и функции человеческого опыта. В основе НЛП — сенсорная действие терапевта на клиента с целью создания у последнего новых, более рациональных программ поведения и действий. Эти программы закрепляются в мозге человека на нейронном уровне и является основой его нового опыта. Психотерапия такого типа — это психотерапия образа (от англ. image — образ) с помощью слова. Поэтому данная психотерапия расшифровывается, и как терапия образа, и как нейролингвистическое программирование. Но обобщенно можно сказать, что это — теория слова, что способствует успешной деятельности человека.

Приведем некоторые данные из истории НЛП. Эта теория появилась в конце прошлого века в университете Санта-Круз в США. Его основателями были Дж Гриндер, в то время ассистент кафедры лингвистики, и Г. Бэндлер — студент психологического и математического факультетов, к тому же интересовался психотерапией. Эти ученые в своих исследованиях пытались смоделировать деятельность трех психотерапевтов, которые на то время уже получили международное признание. Ими были Ф. Перлз, талантливый психотерапевт, основатель гештальт-терапии, В. Сатир, ведущий специалист в области семейной медицины, которая смогла разобраться в ряде, казалось бы, не решаемых проблем в сфере межличностных отношений, и М. Эриксон, всемирно известный гипнотерапевт, основатель современной гипнотерапии.

Цель, которую поставили перед собой Дж. Гриндер и Г. Бэндлер, состояла в том, чтобы воспроизвести те модели общения, которыми пользовались эти выдающиеся ученые, с целью их дальнейшего использования в работе с пациентами. Результатом этого начального этапа исследований явилась не столько целостная теория предмета, сколько некий набор техник, который начал использоваться для повышения эффективности общения, оптиме-зации процесса обучения, а также для личностного совершенствования в различных областях. Следующий весомый вклад в дело развития НЛП был сделан Г. Бейтсону, британским антропологом, который также много работал в сферах психотерапии, кибернетики и биологии. И хотя изначально у исследователей не было намерения разрабатывать еще один самостоятельный. Кстати, обучение нейролингвистическому программированию вы можете пройти на страницах нашего специализированного сайта.

метод терапии, НЛП стало довольно быстро развиваться, предлагая людям разные схемы достижения успеха и совершенства в самых разных сферах деятельности.

В Украине широко известна деятельность в области НЛП талантливого врача-психотерапевта А. Кашперовського, но, поскольку это касается специальной медицины, мы ссылаемся на популярные научные постулаты активизации работы через психическое совершенствование человека, что опубликованы в работах Г. Алдера, Г. Бендлера и Дж. Гріндера, В. М. Розина и др. [1; 2; 56].

НЛП представляет собой процесс ускоренного обучения и переучивания, избавления от нежелательных стереотипов поведения, создания новых программ. Особенностью НЛП является то, что на клиента никакое влияние не осуществляется, ему ничего не навязывается. Ему просто предлагается выбор той или иной (необходимой для него) программы, ее усвоение, закрепление на уровне стратегий работы высшей нервной деятельности и дальнейшее использование в повседневной жизни. Причем клиент может (и должен) дополнить соответствующую программу своими образами.

Базовые предложения НЛП сводятся к незыблемых постулатов. Для того чтобы работать в этой системе и добиться эффективного результата, нужно принимать эти постулаты, безусловно, не корректируя их, не исправлять, не добавлять ничего от себя. Или не работать в этой системе вообще. Назовем некоторые исходные постулаты.

1. Карта — это не территория.

Этот образный постулат подает соотношение субъективного образа мира и самого мира во всех его проявлениях. Только приняв постулат, что личное видение мира — это еще не сам мир, можно работать в системе НЛП. Терапия НЛП не ставит перед собой изменения целей территорий (это не его задача). Задачей НЛП есть исправления карты, приспособления ее к территории. Большинство проблем, которые имеют люди: конфликты, стрессы, фрустрации, неврозы, фобии — продукт несоответствия карты и территории. Согласно этому постулату первоочередная задача психотерапевта — убедить клиента, что речь идет о разных вещах, и целенаправленному влиянию будет поддевать карта, а не территория. В связи с этим, клиент должен прийти к убеждению, что все проблемы, которые он имеет в отношениях с другими людьми, заложены, прежде всего, в нем, а не в окружении (в карте, а не в территории). Поэтому для того, чтобы гармонизировать отношения, нужно выявить различие карты и территории и исправить карту. Если это изначально не будет принято, все терапевтические сеансы обречены на неудачу.

Это, безусловно, не свидетельствует о бесперспективности работы с подобным клиентом, просто нужна более подробная методика проработки первого шага.

  • 2. Сознание и тело — это части одной и той же системы.
  • 3. Весь жизненный опыт закодирован в нервной системе человека.

Данный постулат также не является неестественным. Все, что укладывается в течение всей человеческой жизни в знания, умения, навыки, способности и опыт человека не исчезает бесследно. То, что называется человеческой памятью, имеет блоки оперативного использования и долговременного хранения. Умения, навыки и опыт, которые не используются в повседневной практике, откладываются в долгосрочной памяти. Обычно, человек не имеет к ним доступа, — она просто не знает его. ее сознание не обладает формулой, с помощью которой можно отыскать сокровище неосознанного опыта. Чаще сознание, рационализируя все способы поведения человека, даже мешает тому, чтобы использовать человеческую психику в полном объеме, во всей ее многогранности. Но в экстремальных ситуациях человек может внезапно вспомнить, суметь сделать то, что раньше ей казалось невозможным. Так, внезапно упоминаются значения иностранных слов, которые, например, попали в сознание человека почти в детском возрасте. Таким образом, внезапно обнаруживаются способности и умение делать что-то необычное, которое, казалось бы, раньше не встречалось в индивидуальной практике. В этих экстремальных ситуациях сознание просто не блокирует подсознание, открывает ей дорогу свободного проявления.

  • 4. Субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, вкусовых ощущений и запахов. Это — простые составляющие опыта. Но именно на их основе формируются более сложные программы действий и поведения.
  • 5. Смысл общения любого человека заключается в той реакции, которую она вызывает.

Можно, конечно, говорить и о разные смыслы общения: конкретное, содержательное, деловое. Но в НЛП общение рассматривается как феномен, что вызывает определенные реакции у людей, независимо от того, на что направлено общения.

  • 6. В общении между людьми не бывает трудностей, неудач, поражений. Все результаты — это лишь проявление обратной связи.
  • 7. Любое поведение ориентируется на выбор лучшего варианта из тех, что есть на данный момент.
  • 8. Любое поведение имеет позитивную интенцию (намерение, цілепокла-данность), поскольку она адаптируется к первоначальной территории.

В соответствии с этим постулатом, человек, общаясь с другим, представляет для последней ее территорию, которую она сама формирует в соответствии с собственной карты. Поэтому, встречаясь в общении с другими людьми с плохими намерениями, негативной интенцией, нужно оценить ее прежде всего как направлено создание собственной карты, по которой она неправильно воспринимается собеседником как враждебная ей территория. Для того чтобы интенция собеседника была положительной, нужно позитивно сформировать собственную интенцию (карту). Тогда все будет восприниматься партнером по общению как дружественная территория.

  • 9. Каждый человек обладает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения собственных целей.
  • 10. Общая территория представляет собой дружеское, насыщенный ресурсами среду.

Постановка цели характеризует достижения успеха, если выполнены следующие условия:

  • o хорошо сформулированная цель определена в позитивных намерениях и сенсорных категориях, которые обнаружены (визуальных образах, звуках, ощущениях);
  • o эта цель фактически достижимая;
  • o цель необходима как таковая и в своих последствиях;
  • o предусматривает процедуру проверки и разнообразие средств ее достижения.

Человек не должен ставить целей для окружения. Во время общения терапевта и клиента, последний сам должен поставить себе цель. Для этого, в беседе, он должен ответить на следующие вопросы:

Результат Чего я хочу достичь?

Признаки: Как я узнаю, что достиг цели?

Что я увижу, что почувствую? Что я смогу сделать?

Условия Когда для меня это необходимо?

Средства Чего мне недостает, чтобы достичь цели?

Ограничения Почему я не достиг этой цели раньше?

Последствия: Что произойдет, если я достигну цели?

Что изменится, если я достигну цели?

Ценность стоит Ли цель моих усилий?

Рапорт — специфический термин психотерапевтической практики. Он характеризует специальный тип отношений, которые складываются между психотерапевтом и клиентом. Однако, не только между ними, — вообще при любой коммуникации. Рапорт имеет такие характеристики:

  • 1. Глубокое чувство взаимного доверия и легкости, которое дает возможность ко-мунікантам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, эффективно выполнять задачи общения. Рапорт — предварительное условие хорошей коммуникации и отношений сотрудничества.
  • 2. Люди чувствуют, когда они находятся в рапорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят, или что нужно делать, если уровень раппорта меняется.
  • 3. Рапорт не возможен в условиях межличностного конфликта.
  • 4. Рапорт развивается, когда людям удастся найти общую тему, общие ценности, общие формы выражения эмоциональных состояний.
  • 5. Первым шагом к достижению рапорта является приспособление к позы, жеста, голоса, тона, темпа и ритма речи.
  • 6. Эффект отсутствия поведения предполагает изменение всего спектра или отдельных аспектов экспрессивной и вербального поведения.
  • 7. Наличие хорошего рапорта дает возможность эффективно управлять общением по обоюдному желанию. Изменение экспрессивной поведения кому-ніканта, как правило, вызывает изменения экспрессивного поведения реципиента, его следование за комунікантом.
  • 8. Для более глубокого раппорта нужное приспособление интересов, убеждений и ценностей другого человека.
  • 9. Чтобы добиться раппорта с другим человеком, прежде всего надо быть в рапорте с собой. Если во внутреннем мире человека имеет место конфликт, достижения раппорта с другим невозможно или ему в этом случае подается противоречивая информация, запутанные ссылки.

Спецификация результата представляет собой важную характеристику работы психотерапевта. Условия правильной формулировки результата сводятся к таким:

1. Результат сформулирован позитивно — значит то, что он должен формулироваться в терминах того, чего хочет человек.

Позитивная цель может быть выражена в положительном результате и обязательно формулироваться в утвердительной интенции, в положительном суждении. Нужно помнить, что отрицание «нет» — не просто слово из двух букв, а определенная психофизиологическая реакция. Использование негативного формулирования результата обязательно приведет к тому, что в будущем возникнут большие осложнения по преодолению этого ограничительно-деструктивного состояния.

2. Результат должен быть приложен к конкретной личности и быть подконтрольным.

В ответе на вопрос «Как бы вы хотели измениться?» необходимо фокусировать внимание на том, в чем это должно виразитись, к чему привести и по каким признакам.

3. Результат должен быть проверен в категориях сенсорного опыта. Эти категории должны выступать элементом доказывания, подтверждения

результата. Здесь необходимо получить суждения клиента о том, что он увидит, почувствует, услышит, когда он достигнет желаемого результата.

4. Результат должен быть определенным в соответствующем контексте. Здесь следует получить ответы на вопросы, когда, где, при каких условиях желательно

достичь результата. Для каждой ситуации необходимо получить соответствующие контекстуальные ключи, указывающие на конкретные ситуации использования.

5. Результат должен сопровождаться положительными побочными продуктами.

В частности, должен быть подтвержденным том, как желаемый результат повлияет на жизнь клиента. Необходимо проследить, чтобы ни одно из преимуществ (или даже второстепенных преимуществ) надлежащего состояния не была потеряна.

6. Каждый результат должен иметь соответствующий масштаб обобщений.

Это простое правило определяет то, в какой области данный результат является желательным положительным, что приносит удовольствие.

7. Любой результат зависит от доступа к ресурсам (мобилизации воли, характера, знаний и тому подобное).

В ходе спецификации результата необходимо получить ответ на вопрос о том, какие ресурсы необходимы человеку для достижения желаемого результата.

8. Необходимо определить все препятствия, мешающие достижению результата.

Кроме указаний на эти препятствия, необходимо предложить клиенту сформулировать их в категориях сенсорного опыта (в описании различных внутренних репрезентаций).

9. Спецификация цели завершается определением первого шага (или первых шагов).

Для этого клиенту предлагают определить первый шаг к достижению желаемого результата, пути возврата, а также альтернативные пути достижения результата.

В ряде случаев спецификацию результата следует дополнить сбором информации, ставя к этому ключевые вопросы, связанные с различными направлениями надзора за клиентом: Ценности: Что важно в… ?

Почему это важно? Причины: Что заставляет вас?

В чем причина? Доведения: Откуда вы знаете, что… ?

Как вы можете доказать, что это вам необходимо? Уточнение: Что вы имеете в виду под… ?

На что вы опираетесь?

Можете ли вы привести мне пример? Эффекты Что это вам дает?

Поступление и исследование препятствий:

Что не дает вам… ?

Что произойдет, когда… ?

Что не случится, если вы не… ?