Самый известный итальянский производитель спортивных автомобилей. Данная марка принадлежит к легендарным и ассоциируется исключительно с роскошью и достатком
Свое название Maserati получила по фамилии своих создателей — братьев Мазерати. Их было шесть человек — Альфьери, Биндо, Марио, Эрнесто, Этторе и Карло (Alfieri, Bindo, Марио, Эрнесто, Ettore, and Carlo). Проживали они на рубеже 19-20 веков в итальянском городе Болонья (Bologna). Все кроме Марио были страстными любителями техники, связанными в той или иной степени с конструированием автомобилей. Впрочем, художник Марио оставил в истории будущей компании не менее яркий след — именно он нарисовал знаменитый трезубец-логотип. Согласно официальной легенде, трезубец он позаимствовал у статуи Нептуна, что и по сей день стоит на одной из площадей Болоньи. Впрочем, существует и неофициальная легенда, согласно которой трезубец символизирует трех братьев, которые и основали компанию — Альфьери, Этторе и Эрнесто (Биндо присоединился позже, после смерти Альфери в 1932 году); крупица истины в этом есть, но все равно такая теория покажется явно притянутой за уши
Судьба каждого из братьев ( кроме Марио, видимо) заслуживает отдельной книги. Все они оставили достаточно яркий след в деле развития автомобилей, работали на достаточно высоких должностях в известных в те годы компаниях, успешно принимали участие в автогонках. К сожалению, Карл не дожил до рождения Maserati в привычном нам амплуа, скончавшись в 1910 году от туберкулеза
А в 1914 году Альфьери (которого часто называют духовным наследником Карло) основал небольшую компанию по проведению автомобильных двигателей, которую назвал Società Anonima Officine Alfieri Maserati. Именно на ее основе и родится в дальнейшем легендарная компания. — сервис maserati quattroporte
Официальной датой рождения Maserati считается 25 апреля 1926 года, когда в автогонках Тарга Флорио (Targa Florio) принял участие сконструирован братьями автомобиль Tipo 26 с трезубцем на капоте. За рулем его сидел сам Альфери. Следующие успешные выступления данного чуда и натолкнули братьев на мысль повнимательнее присмотреться к проведению спортивных автомобилей. Чем они и занялись, причем довольно успешно. Автомобили Maserati блестели в автогонках, на них устанавливали рекорды скорости, у марки появились поклонники
В 1937 году компанию выкупает семья Орси (Orsi). Компания переезжает в Модену (Modena), где по сей день находится ее штаб-квартира. Братья Мазерати остались в Болонье и до 1948 года работали на компанию как главных инженеры. Позже они основали новую компанию — O. S. C. A., которая занималась выпуском гоночных автомобилей и не достигла сколько-нибудь заметных успехов
Автомобили Maserati были, по сути, единственными, кто мог бросить вызов на гоночной трассе автомобилям Mersedes — знаменитый немецкий автопроизводитель в те годы щедро спонсировался нацистским правительством, который желал только побеждать и не скупилось на средства. Но, благодаря автомобилям с трезубцем, это удавалось не всегда.
В годы Второй мировой войны заводы Maserati переключились на проведение продукции для фронта — двигателей и запчастей. По окончанию войны вернуться к прежней продукции удалось достаточно легко. Автомобили Maserati снова заблестали на гоночных трассах
В 1968 году компанию приобрел Citroën. При этом, члены семьи Орси остались в правлении. Французов интересовали, прежде всего, технические наработки итальянцев. Но и забрасывать Maserati они не стали — в следующие пять лет появляется много роскошных моделей, которые пользовались огромной популярностью. Компания плавно развивалась, пока в 1973 году не грянул нефтяной кризис, что полностью перечеркнуло все планы. Прожорливые спортивные автомобили пострадали первыми и сильнее всего. В 1975 году Maserati была объявлена банкротом. На то время Citroën уже вошел в состав PSA Peugeot Citroën и новое руководство приняло решение ликвидировать итальянскую компанию
Maserati удалось спасти благодаря давлению со стороны профсоюзов и государственных органов. Спасая компанию, они имели целью сохранения рабочих мест для людей на ней работающих. В 1975 году Maserati выкупает известный аргентинский гонщик Алехандро Де Томазо (Alejandro de Tomaso), известного также как основателя компании De Tomaso Modena Spa. Он продолжил выпуск спортивных автомобилей. Но это были уже не монстры, которые пожирали десятки литров на каждую сотню километров, а небольшие Юркие модели, способные развивать высокие скорости. Особенно прославилась модель Biturbo, который продержался в различных вариациях на проведении вплоть до конца 20-го века. Действия Де Томазо помогли компании остаться на плаву. Однако не все восприняли Maserati в новом амплуа.
В 1993 году компания вновь меняет владельца. На этот раз ее приобретает итальянский концерн Fiat Auto. Новый владелец вложил огромные суммы в развитие Maserati, для которой теперь началась эпоха возрождения. Произошла полная реорганизация, которая пошла компании только на пользу
Но и на этом смена владельцев не закончилась — в июле 1997 года Fiat продал 50% акций Maserati ее давнему конкуренту — Ferrari, входящей в состав финансового производственного предприятия FIAT Group. А с 1999 года, Ferrari полностью завладела Maserati. И чуть было снова не довела ее до банкротства
Так что в 2005 году многострадальная Maserati вновь сменила владельца. На этот раз она досталась в управление Alfa Romeo, которая также входит в состав FIAT Group. Под управлением этой компании дела пошли успешнее — впервые за много лет Maserati стала приносить прибыль
Интересный факт
Мало кто знает, но был период, когда Maserati пыталась выйти на мотоциклетный рынок. В начале 50-х годов была представлена модель Maserati T2, особым успехом никогда не пользовавшаяся. Как и все последующие мотоциклы. Оказалось, что не так то просто взять и начать выпускать хорошие мотоциклы, пусть даже у вас и есть огромный опыт в проведении спортивных авто. Да и жесткая конкуренция сыграла свою негативную роль. В 1960 году от проведения мотоциклов отказались. Ныне модели, что сохранились, являются настоящей коллекционной ценностью