Как писать новости

Новости — не самое простое в журналистике, хотя о них обычно говорят как о азы. Наоборот, современный формат информационного текста — венец эволюции журналистских жанров. В интернете новости избавились от всего лишнего, чтобы эффективнее доносить информацию до рассеянной аудитории. Они стали универсальными. Изданий, которые делают стабильно качественный информационный контент собственноручно, а не передирает в других, в Украине мало. Выясним же, как писать вменяемые новости.

Прежде всего, найти в событиях новость

Новости состоят из фактов и комментариев. Главное — факты, а комментарии — это дополнение. Новость написана удачно, если читатель адекватно воспринял содержание и не обратил внимания на форму.  Впрочем новости речь должна быть простой, но не убогим.

Новость — это то важное, что изменилось (или не изменилось, хотя должно было), и это изменение повлияет на жизнь аудитории. Другой вариант — то, что произошло вопреки ожиданиям, и это удивляет аудиторию. Самое сложное в работе новостийщика — отделить новости, например на https://khimki.online/, от не-новостей, то есть не важных для аудитории фактов и сообщений. Не-новости пытаются пропихнуть в ленту пиарщики, маскируя рекламу под настоящие события. Добывать новости из этого потока — кропотливый труд золотоискателя, который вымывает крупинки золота из кучи песка. В то же время эта работа требует постоянного напряжения внимания и интуиции, которая в сочетании со знанием контекста позволяет увидеть неочевидную новость.

1 сентября, в День знаний, школьники пойдут (пошли) к школе — не новость, ибо событие прогнозируемая. Первого сентября или в первый рабочий день осени всегда начинается обучение в школах.

1 сентября обучение начнется в 96% школ города — это новость наизнанку. Обучение должно начаться во всех школах. Если где-то не началось — это уже аномалия, к которой нужно присмотреться.

1 сентября в двух школах началось обучение — уже теплее, но надо выяснить причины. Окажется, что одну школу закрыли на капремонт еще в прошлом году, а учеников перевели в соседние, и мы об этом уже писали. Не новость.

В школе №34 не началось обучение — о, это уже почти наша новость. Выясним теперь, почему. Вызов к директору — и оказывается, что школу закрыли на карантин из-за нашествия испанских слизней, которые пожрали все обои. Слизни не дали начать обучение в школе №34! Есть новость.

Новости часто сознательно или ошибочно подменяют описанием или характеристикой событий. Например, Городской совет рассмотрел изменения в бюджет. Или еще хуже: Состоялась сессия городского совета, на которой подняли вопрос бюджета. Тем временем новость заключается в том, что Горсовет выделил миллион гривен 34-й школе на борьбу со слизнями.

Манипуляторам легче всего сделать такую подмену, прислав пресс-релиз, который ленивые журналисты опубликуют как новость на радость манипуляторам и во вред своим читателям. Не делайте так — пишите новости собственноручно.

Как определить, что является новостью

Общие вопросы, на которые новинареві надо быстро ответить: «наша ли это тема?» и «является ли это новостью для нашего читателя?». Концепция издания (условное «кто мы, что мы, для кого мы») обычно очерчивает тематическое поле и целевую аудиторию. Впрочем, и здесь важна чуйка. К примеру, даже если издание освещает главные события спорта, победа местной футбольной команды является новостью, гандбольной — вряд ли, піонербольної — точно нет. В то же время новость о том, что в Кропивницкому обучения в школе заблокировали испанские слизни, важна для читателей в любом городе, где также есть эта ползучая зараза. А там, где слизней нет, может быть изюминкой.

Есть критерии, которые могут быть полезными, когда решаем, какая информация ценна как новость: Аудитория. Важно/интересно это именно для ваших читателей? Для какой части?

Влияние. На какое количество людей влияет новость? Как сильно?

Близость. Насколько близко социально/географически к аудитории произошло событие?

Свежесть. Или событие произошло только что/недавно? Или давно, но о ней стало известно? Аудитория точно еще не знает?

Имена. Есть ньюзмейкерами или участниками события известные, важные, авторитетные, узнаваемые люди?

Новизна. Случалось ли такое раньше? Или прогнозируемое событие, регулярная?

Конфликт. Есть в новости столкновения интересов? Или она вызывает эмоции?

Предыстория. Или это продолжение истории, которую мы уже освещали? Или события такого типа были для нас новости?

Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно сформулировать суть новости.

Суть новости = информационный заголовок

Суть новости всегда формулируется одним коротким предложением. Оно становится заголовком. Если для уточнения требуется еще одно предложение, оно может быть лідом. Но, если вы не можете втиснуть суть в одно предложение, у вас или более одной новости (тогда их надо разделить), или вы до конца не разобрались в ситуации.

В онлайн-изданиях заголовок — это то, что «продает» новость читателю в ленте новостей. К тому же, 80% посетителей новостных сайтов читают только заголовок, а саму публикацию не открывают. В соцсетях материал «продает» совокупность заголовка, лида, названия издания и маленькой иллюстрации — так называемый снипет. Чтобы снипет был более действенным, стоит всегда придумывать лед, который не дублирует заголовок, а дополняет его, а еще лучше — как-то с ним контрастирует:

Заголовок: Рыжие слизняки оставили кропивницких детей без школы

Лед: В управлении образования говорят, что виноват нерадивый завхоз

И главное правило такое: заголовок — это и есть новость. От того, как написан заголовок, зависит, материал будут читать в ленте новостей на сайте, или им будут делиться в социальных сетях, его будут находить через поисковые сайты. Запакуйте суперновину о слизней в публикацию с заголовком «Осторожно, слизни!!!», и кликах/распространений будет намного меньше: заголовок не информационный. Восклицательные Знаки не помогут.

Заголовок новости должен быть лаконичным. Это потому, что человек не читает ленту новостей как сплошной текст, а скользит взглядом, выхватывая отдельные фразы. 120-160 символов — предел, по какой заголовок больше не воспринимается мгновенно. Если он не влезает в одно смс-сообщение, значит, длинноватый. Чтобы сократить, из него можно поочередно выбрасывать каждое слово, и возвращать только те, без которых заголовок потерял смысл.

То, что большинство читателей скользит глазами по заголовку и не заходит внутрь, огорчает автора (тогда для кого я писал новости?) и редактора (но нам нужны клики!). Тогда они могут попытаться заставить читателей зайти внутрь, создавая в заголовке интригу, нагнетая эмоции или скрывая суть новости:

В горсовете определились с новым директором школы №34

Школу №34 возглавит известная в Кропивницкому человек

Съеденную слизнями школу возглавит одиозный экс-регионал

Все эти способы злоупотребление вниманием читателей могут принести тактический успех (больше ctr), но наносят стратегической вреда — изданию меньше доверять. Лучше смиритесь с тем, что заголовки — базовый формат информирования аудитории, а текст внутри будут читать только те, кто имеют время и потребность.

Структура новости: сначала главное

По статистике, даже те, кто кликнули на заголовок и открыли новость, посвящают ей от пяти до двадцати секунд. До конца не дочитывают даже важные и интересные новости. На это тоже не надо обижаться: за внимание пользователей интернета соревнуется куча источников и раздражителей, которые не дают сфокусироваться надолго. А еще, поняв суть новости, они спешат ею поделиться.

Поэтому новость должна всегда начинаться с главного, продолжаться важным, а наименее важное должно быть в конце. Такую структуру называют перевернутой пирамидой. Ее придумали в девятнадцатом веке, когда новости передавались телеграфом. Связь стоил дорого, проходил медленно и был нестабильным, поэтому журналисты научились обходиться без предисловий. Сейчас проблема та же — связь онлайн-издания с аудиторией нестабилен и непродолжительный.

Чтобы написать текст в формате перевернутой пирамиды, надо сломать хронологический принцип повествования. Это нелегко, потому что мы привыкли, рассказывая историю, начинать с предыстории. «Жили себе дед и баба, и была у них курица…» — это описание ситуации, которая предшествовала началу событий.