ФРАНЦУЗСКАЯ ЖЕНЩИНА 18-ГО ВЕКА

XVIII века можно назвать преимущественно женским временем. Это что подготовилось в салоне Ранбуйе еще в предыдущем возрасте, зацвело теперь пышным цветом — женщина является не только хозяйкой в своем доме, в своем семейном кругу, но и вне стен своего салона достигает влияния в литературе, искусстве, науке и политике. В салонах XVIII века творилось и отражалось культурную и политическую жизнь Франции. А влияние их (салонов) достигал далеко за пределы государства. Восстало несколько славных салонов, из которых каждый имел свою индивидуальность, определенный характер и определенный круг интересов, в зависимости от нрава и восхищение самой хозяйки, которая была душой такого салона. Одни салоны были более ученые и педантичные, другие посвящали время вопросам искусства и литературы, здесь формировались молодые таланты и впервые появлялись сходячі звезды. В политических салонах решались важные государственные дела, назначались министры, в конце концов именно в салонах підготовлялась великая французская революция. (Которую, позднейшие советские историки почему-то обзовут «буржуазной».)

В первой половине XVIII века салон маркизы де Ламбер продолжает традиции салона Ранбуйе и принимает у себя выдающихся людей того времени. Позже госпожа дю Дефран долгое время собирает возле себя умеренно-консервативную часть общества. Скептический ум хозяйки придает салону особый тон. Вольтер, Монтескье, д’аламбер бывают у нее частыми гостями. Салон госпожи де Леспінас поддерживает и распространяет идеи энциклопедистов. Салон княжны где Робекко является оппозицией к энциклопедистов, здесь пишут о них едкие сатиры. Госпожа де Жофрен собирает в себя финансовую буржуазию и философов: Дидро, Тома, барона Гольбаха, д’Аламбера и других. Салон госпожи Бово славился умением вести разговор. — Красивые платья Франции

Салон

Все, что было высшего, духовного и интеллектуально во французском обществе, объединялось в этих салонах. Отсюда происходил холодный скептицизм Вольтера и горячий сентиментализм Руссо, проникал во все закутини культурной жизни Франции. Здесь зарождались и расцветали идеи будущей революции и отсюда распространились они по всей стране и за ее пределы. Женщина была душой салона и его премьер-министром. Хозяйка салона, когда и не всех очаровывала своей красотой, всегда отличалась грацией, широким умом и разнородными способностями. Французская женщина XVIII века будто проснулась из долгого сна, зацвела всеми скрытыми до того времени талантами, а подсознательный свой мир открыла жизни и пробудила к творчеству.

Хозяйка салона поддерживала разговор должным образом, тонко отводила каждому правильное место, с тактом лагодила недоразумения и противоречия в разговоре и умела всему придать оттенок простоты, свободы, легкости. Впоследствии неумелая женщина позднейшего времени свела эти славой покрыты салоны до чего-то нудного, где ведутся банальные «салонные» разговоры между «салоновими» дамами и «салоновими» панамы про погоду и всякие сплетни. Роль королевского двора, как покровителя науки и искусства блідна на фоне тогдашних салонов. Салоны даже начинают влиять на ее величество моду.

салон

Не будем решать сложного и запутанного вопрос, уместным было это вмешательства женщины в общественные и культурные дела, женщина счастливо решила хоть один запутанный узел жизни, или наоборот, затянула его еще круче, как уверяют некоторые мужчины-историки. И в любом случае на целые сутки XVIII века женщина крепко наложила свое клеймо.

Новая эпоха решительно отворачивается от всего, чем жил человек XVII века, особенно под конец господства короля-солнца. Величие, закон, порядок, симметрия, что является лозунгами XVII века угнетают нового человека — причудливый настроение, самоволя, живая изменчивость становится законом новой жизни. Прежде всего хочет новый человек жизнь свою осчастливить радостью и надо отдать ей должное, она и добилась этого. Существует только то, что радостное, утешительное, про тяжелые и трагические переживания, которые часто вытекают из злой или журливої нрава, не вспоминают никогда. Любовь — веселая, легкая как бабочка — приятно, вежливо, мило, без лишних слов и слез, клятвы и всякого недоброго тона. Женщина умеет заботиться, чтобы день за днем проходило радостно и беззаботно, а дом его был уютным и приветливым для гостей. Впервые обращается внимание на интерьер. Не величественные пышные зале, где человеку так холодно и скучно от тяжелого церемониала и штивного одежды, а уютные салоны и приветливые будуары с милой радостной обстановкой и легкой балачкой занимают первое место в жизни.

салон

Величественной стиль барокко заступают везде веселым и шутливым рококо. Новый человек иначе любит красоту, природу, цветы. Ее манит не так велико, как трогательное чувство. В устройстве садов и парков XVII века господствовала прежде всего симметрия, тяжелый символизм и различные хитроумные выдумки. Новый век умел оценить жизнь и вычурность природы и своим садам и паркам с богатыми оранжереями, многочисленными мостиками, альтанами, лугами, гротами, вместо зимнего величия предоставил окраска радушия и легкости, которой требовала его душа. Той же уютностью веет от пейзажа XVIII века, потому что пейзаж тесно связан с внутренним миром человека.

Французская женщина 18-го века

За женщиной новый мир страстно любит цветы. Цветы — это же жизнь, красота данная Богом и душа искусства. В цветах добачують все добродетели — любовь, нежность, скромность и все грехи — гордость, лень, страсть. Они разнородны как сердца людей, одни радуют нас, иные печалят, усыпляют, а даже предвещают смерть. Женщина больше, чем когда-нибудь чувствует все краски, оттенки и запахи цветов. Сельская идиллия — пастушок и пастушка на фоне ликующей земли и цветастых левад — любимый мотив XVIII века. Эпоха эта, уязвима на разнообразие оттенков, создала свои краски, нежные и замедленные — голубую, фиолетовую, весенней зелени, бледной розы… в противоположность ярких насыщенных красок предыдущего века.

Французская женщина 18-го века

Орнаментика времени основано на цветах, повсюду видим гирлянды из цветов, корзины наполненные цветами; кисти перевязанные стяжками или легко разбросаны цветы по гладкому поле.

Редким и роскошным цветом своего времени была маркиза Помпадур. Ей вменяют, что она своей безтямною великолепием «проедала» четверть всех государственных доходов Франции и не розсудним протекціоналізмом довела страну к неминуемой гибели. Но в этой гениальной куртизанки было очень высокоразвитое художественное чутье. Она соединила ум философа с живостью и фантазией поэта. При том прекрасно танцевала, прекрасно играла на рояле, а своим нежным голосом пела не хуже первой певицы, умела рассказывать сказки, как Шехерезада. А прежде всего очаровывала собой окружение и обладала даром притягивать к себе людей. С самой себя умела извлечь целую гамму настроений и переживаний и передавать их другим. Она никогда не повторялася и перед королем появлялась все новым существом с незакрытым источником фантазии и разнородных талантов.

маркиза Помпадур

Между тем ее роль в жизни не была из легких, так как требовала не только ловкости, но и большого напряжения воли. А чтобы сохранить свое положение в придворной атмосфере с ее неизбежной сеткой интриг и зависти, у маркизы должно было быть немало холодного разума. Путь королевской фаворитки не устлан розами. Как долго она в ласке — она есть все, а казнила милость монарха, влияние ее не только падает до нуля, но она еще и всеми унижена. Так пышная и гордая Монтеспан, которая родила королю Людовику XIV восемь детей, долгие годы будила зависть своих молодых соперниц, но пробила ее час — и все ее покинули. Она одиноко покончила свою жизнь, а смерть ее не только не выжала слезы из глаз короля, но даже не вызвала человеческого сочувствия.

Как видим, в полном сознании интенсивной жизни салона, женщина XVIII века стала по новому смотреть на себя, на свою красоту и свое предназначение в жизни. Гордая и щепетильная женщина XVII века в своей величавой осанке подчеркивает телесную красоту. Внимание женщины XVIII века обращена не на тело, а на лицо, как зеркало ее душевных переживаний. Подвижность, грация, богатая мимика выражения лица, постоянные контрасты в нем — вот новая женщина. Богатый, психическое содержание ее души ценится наравне с физической красотой и, пожалуй, даже больше. Она уже не бездушный физический аппарат, а живое существо с многочисленными оттенками переживаний, воображения и чувств. Эпоха сентиментализма, не раз такая смешная и наивная, открыла целый клад человеческих чувств и богатство тончайших взаимоотношений между людьми, основанных на симпатии, дружбе, любви, доверии; а французский словарь обогатился большим запасом различных прилагательных для обозначения нежности, ласковости, уважения, радушия, обожания, красоты, красоты… Женщина этих времен превосходно умела разбираться в хаосе собственных чувств и читать в чужих сердцах.