Досудебное урегулирование споров

Согласно российскому законодательству, в случае возникновения конфликта интересов он может быть разрешен двумя способами – в судебном порядке или в досудебном порядке. Первый вариант в настоящее время используется чаще, однако наблюдается положительная тенденция к росту популярности досудебного урегулирования споров, поскольку судебный процесс может быть невыгоден обеим сторонам по разным причинам.

Любой бизнес может в любой момент столкнуться с ситуацией конфликта интересов, несогласованности в действиях или невыполнения договорных обязательств с партнерами, поставщиками или подрядчиками. Если такую конфликтную ситуацию невозможно разрешить добровольно, одна из сторон или даже обе они чаще всего обращаются в суд. Судебный процесс, как правило, является длительной процедурой, которая требует времени и денег.

До недавнего времени возможность досудебного разрешения споров могла быть реализована добровольно (указано в договоре), но были внесены изменения в законодательство Российской Федерации, таким образом, вариант досудебного разбирательства стал приоритетным для определенных категорий дел, и даже суду теперь придется отказать в рассмотрении дела без досудебного урегулирования.

Когда досудебное разрешение споров является обязательным?

Принимая во внимание российское законодательство, следует отметить, что оно предусматривает обязательное досудебное разрешение споров. Вот список законов, регулирующих эту область:

  • Арбитражный процессуальный кодекс;
  • Гражданско-процессуальный кодекс;
  • Кодекс административного судопроизводства.

Кроме того, процедура досудебного производства чаще всего описывается в общем соглашении между сторонами.

Между тем закон предусматривает следующие основные случаи, когда досудебная процедура урегулирования споров неприменима:

  • случаи, когда необходимо установить юридически значимые факты;
  • случаи, когда необходимо решить вопрос о компенсации в случае нарушения условий судебного разбирательства или исполнения судебных актов;
  • дела о банкротстве;
  • корпоративные мероприятия;
  • случаях, когда необходимо защитить интересы группы;
  • дела об исполнении решений иностранных судов;
  • когда прокуратура или другая государственная служба обращается в арбитражный суд.

В других случаях досудебное производство является обязательным. Вот некоторые из наиболее распространенных случаев такой практики:

  • случаи, когда необходимо решить вопрос о сборах или штрафах;
  • случаи обжалования решений государственных служб (например, налоговых);
  • случаи, когда необходимо решить вопрос, связанный с договором;
  • дела со спорными вопросами с банками;
  • случаи нарушения прав потребителей финансовых услуг.

Виды досудебного урегулирования споров

Досудебное разрешение споров-это вариант http://ukr-vestnik.com/interesting/rezonans/shho-treba-znati-pro-dosudove-vregulyuvannya.html разрешения конфликтной ситуации, когда стороны избегают длительных и дорогостоящих судебных процессов. Это решение будет предпочтительнее для всех сторон, так как оно дает быстрый результат. Согласно местному законодательству, стороны могут выбрать один из возможных способов разрешения конфликтной ситуации:

  1. арбитраж;
  2. посредничество;
  3. досудебное урегулирование споров.

Арбитраж-это широко используемый инструмент для разрешения конфликтных ситуаций без обращения в суд. Этот метод предполагает участие арбитражного суда. Арбитражный суд в своих решениях руководствуется Законом Российской Федерации № 102-ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Вторая возможная схема — это посредничество. В этом случае обращается особое лицо – посредник. Посредник выступает в роли судьи, консультируя обе стороны и оказывая им помощь в оценке ситуации. Работа медиатора также регулируется федеральным законодательством, а именно Законом № 193-ФЗ «О процедуре медиации».

Третий вариант разрешения конфликтных ситуаций-это досудебное урегулирование споров. Этот вариант часто используется на практике.

В большинстве случаев действующий договор между сторонами предусматривает механизм разрешения спора, а также возможность подачи претензии и требования соблюдать условия договора или вернуть деньги и т.д.

Иногда в документах прямо не указываются сроки выполнения обязательств, поэтому сторона может направить жалобу для определения начала отсрочки. В этом случае должник должен выполнить свои обязательства в течение 7 дней после получения такого требования. Также данный документ не освобождает от соблюдения мер по разрешению конфликтной ситуации.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, четкого определения жалобы не существует, но в нынешней практике это документ-требование, которое одна сторона направляет другой. Цель жалобы-проинформировать другую сторону о нарушениях обязательств и потребовать устранения этих нарушений. В этом случае применяются предусмотренные законом методы защиты прав. Таким образом, жалоба-это хорошо оформленный письменный документ, в котором подробно описана суть проблемы и четко указаны пути ее решения.

Кроме того, если в жалобе четко не указаны сумма претензий и сроки, то она не будет рассматриваться в качестве доказательства использования схемы разрешения споров. Именно поэтому стороны должны очень ответственно составлять жалобы и указывать там всю необходимую информацию. Чем подробнее, тем лучше, так как этот документ впоследствии может быть использован в качестве дополнительного аргумента в суде.

В случаях, когда отношения сторон регулируются соглашением, иск может быть подан только в том случае, если сначала были применены методы разрешения конфликтной ситуации, прописанные в настоящем соглашении. Кроме того, иногда отношения между сторонами регулируются различными специальными законами (в зависимости от сферы деятельности).

Вся информация, изложенная на сайте, носит сугубо рекомендательный характер и не является руководством к действию

На главную