Манга — японские комиксы. Слово «манга» придумал известный художник Кацусика Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр. Это означает «гротескные картинки», «странные (или смешные) картинки». Продолжаются споры о том, можно ли использовать его в русском языке во множественном числе.
Художника манги называют мужчиной. Часто он также является автором сценария, но бывает, что написанием сценария занимается отдельный человек. Такого сценариста называют генсакуша (точнее, манга-генсакуша).
В качестве аниме используется особенно популярная манга (чаще всего манга-сериал). Сценарий экранизаций обычно претерпевает некоторые изменения: в них смягчаются сцены драк и сражений или смягчаются или устраняются слишком явные сцены.
Большая часть манги нарисована и издается в черно-белых тонах. На это есть несколько причин: во-первых, это наследие традиционной японской живописи, во-вторых, это значительно удешевляет ее изготовление, в-третьих, режим работы мангаки такой, что времени на цвет просто нет.
Помимо профессиональной манги, существует любительская манга https://www.kv.by/information/2021/07/05/1063297-yaponskie-komiksy-manga под названием додзинси, которая издается авторами небольшими тиражами. Сегодня многие профессиональные художники манги начинали как авторы додзинси.
Важно не путать мангу с корейскими и китайскими комиксами, которые называются манхва и манхуа соответственно. Названия похожи, потому что во всех трех языках это слово пишется одинаковыми иероглифами.
Сказка
Самые ранние упоминания о создании картинных историй в Японии относятся к XII веку, когда буддийский монах Тоба (другое имя — Какую) нарисовал четыре юмористических рассказа о животных, изображающих буддийских монахов и людей, нарушивших букву. Эти рассказы состояли из четырех свитков бумаги с рисунками тушью и подписями. Сегодня они хранятся в монастыре, где жил Тоба.
В своем развитии манга вобрала в себя традиции укиё-э (направление в изобразительном искусстве Японии, которое развивалось с периода Эдо, 1600-1868 гг., Больше об укиё-э) и западных техник. После реставрации Мэйдзи, когда упал японский железный занавес и началась модернизация страны, художники также начали учиться у своих зарубежных коллег особенностям композиции, пропорций, цвета, вещам, которые не были заимствованы. смысл и идея рисунка считались важнее формы. Манга в ее современном виде начала формироваться во время и особенно после Второй мировой войны.
Во время войны манга служила пропагандой, печаталась на хорошей бумаге и в цвете. Ее издание финансировалось государством (неофициально называется «Токийская манга»). После окончания войны, когда страна лежала в руинах, ее заменила так называемая манга «Осака», опубликованная в самой дешевой газете и проданная за бесценок. Именно в это время, в 1947 году, Осаму Тэдзука выпустил свою мангу «Шин Такарадзима» («Новый остров сокровищ»), которой суждено было произвести настоящую революцию. Этой работой Тэдзука определил многие стилистические компоненты манги в ее современной форме. Впервые использованы звуковые эффекты, крупные планы, графический акцент на движение в кадре; Одним словом, все те графические приемы, без которых немыслима современная манга. «Остров новых сокровищ» разошелся фантастическим тиражом в 400 000 экземпляров для полностью разрушенной страны. За свою жизнь Тэдзука создал гораздо больше работ, обзавелся учениками и последователями, которые развили его идеи, и сделал мангу законченным (если не главным) направлением массовой культуры страны.
Влияние манги в Японии сегодня нельзя сравнивать с влиянием комиксов в других странах; в той или иной форме это чувствуется почти во всех аспектах современной японской жизни. На мангу приходится от трети до половины всех публикаций, напечатанных в Японии. Его уважают и как форму изобразительного искусства, и как литературное явление, и, поскольку авторы манги ничем не ограничены в полете своего воображения, существует большое разнообразие произведений различных жанров и для всех возрастов.