Что такое аутсорсинг?

Мировая экономика и бизнес бесконечно эволюционируют, изобретая новые формы и методы организации бизнес-процессов. В результате, появился принципиально новый метод ведения бизнеса – Аутсорсинг. Аутсорсинг в экономике, смотреть тут, понятие достаточно молодое, в то время, как Западный и Европейский бизнес успешно практикует этот вид деятельности.

Аутсорсинг (out – внешний, source – источник) — “заимствование ресурсов извне”. Иными словами, аутсорсинг-это выполнение сторонней организацией определенных задач или некоторых бизнес-процессов, обычно не являющихся профильным для бизнеса компании, но, тем не менее, необходимых для полноценного функционирования бизнеса, как способ оптимизации деятельности предприятий за счет сосредоточения усилий на основном предмете деятельности и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям.

Аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнес-образующими. Из их числа на аутсорсинг могут быть переданы информационные технологии, управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика.

Привлекая аутсорсинговые компании к сотрудничеству, предприятие-заказчик привлекает внешние ресурсы, высоко-профессиональные кадры, информационные ресурсы, опытные наработки в предоставлении услуг узкой специализации, таких как: IT-сервис, бухгалтерские услуги, COOL-центры, продажа и тд. На самом деле, АУТСОРСИНГ выгодно привлекать абсолютно во все отрасли.

На сегодняшний день АУТСОРСИНГ активно работает в областях программного обеспечения, IT-сервиса, интернет-продажах. И Его так не хватает национальному производителю товаров широкого потребления, производственным группам, строительным компаниям, госучреждениям. Сегодня расходы на содержание огромного штата сотрудников и производственные затраты часто не оправдывают себя. Нужна альтернатива – и это АУТСОРСИНГ. Другими словами – АУТСОРСИНГ может быть внедрен во все отрасли без исключения. Крупные компании и торговые сети регионального и национального масштаба уже сегодня оценили преимущества этой формы сотрудничества, и успешно работают с аутсорсинговыми компаниями.

Безусловный интерес аутсорсинговые услуги вызовут у производителя товаров широкого потребления, так как организация собственной дистрибуции, создание филиалов и представительств становятся экономически невыгодными.

Фактически, предприятие-заказчик передает процессы, которые не являются стратегически важными (второстепенные), на обслуживание компаниям – аутсорсера, которые:

  1. Специализируются именно в этом направлении;
  2. Осуществляют подбор и обучение персонала;
  3. Владеют оперативной информацией и новейшими технологиями;
  4. Оптимизируют затраты предприятия – заказчика;
  5. Несут полную ответственность за качество оказываемых услуг;

Аутсорсинг условно разграничивают два вида – производственный аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов. Производственный аутсорсинг предполагает передачу части производственных процессов или всего цикла производства сторонней компании. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга. Исследования Американской ассоциации менеджмента (American Management Association) показали, что уже в 1997 г. более половины промышленных компаний передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса.

Производственный аутсорсинг позволяет компании, во-первых, сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг, что важно в условиях стремительной смены технологий и спроса для обеспечения конкурентного преимущества; во-вторых, увеличить гибкость производства – на небольших заводах проще заниматься перестройкой производственного процесса и диверсифицировать выпуск продукции, и, наконец, использовать дополнительные преимущества от ведения бизнеса на рынках с дешевой рабочей силой.

Преимущества, получаемые пользователем услуг при аутсорсинге, можно условно разделить на 2 группы.

Первая группа – стандартные преимущества, присущие аутсорсингу любого вида деятельности. Они включают в себя уже упомянутую выше возможность для руководства не отвлекаться на управление обслуживающими функциями и вследствие этого уделять больше внимания основному бизнесу компании.

Аутсорсинг позволяет решить проблемы с привлечением, обучением и удержанием квалифицированного персонала, а также с непрерывностью бизнес-процессов: замена персонала на время отпуска, болезни, обучения обеспечивается поставщиком услуг.

Кроме того, появляется гибкость в управлении ресурсами – компании не нужно беспокоиться о сокращении численности своих сотрудников при изменении ситуации на рынке, перепрофилировании деятельности, уменьшении объемов производства и т.п. Клиент также может избежать расходов на инвестиции в оборудование и программное обеспечение, необходимое для поддержки передаваемых бизнес процессов и на их последующую техническую поддержку, а возможно, и сократить расходы на содержание офиса и аппарата управления.

Однако основной выгодой являются возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям. Компания, специализирующаяся на предоставлении определенных услуг, первой сталкивается с возникающими проблемами в данной области, инвестирует в выработку решений задач и развитие соответствующих технологий, в постоянное повышение квалификации своего персонала. Узкая специализация в предметной области позволяет ей обеспечивать надежное и качественное исполнение передаваемой ей на аутсорсинг функции, а благодаря выполнению однотипных операций для множества клиентов поставщик может удерживать конкурентоспособные цены на свои услуги. Для того чтобы обеспечить такое же качество самостоятельно, заказчику необходимы значительные инвестиции в развитие персонала, оборудование, программное обеспечение – не стоит об этом забывать при оценке экономической эффективности перехода на аутсорсинг. Очень часто ошибочно эти компоненты затрат исключают из расчета и просто сравнивают стоимость услуг с затратами на содержание персонала, вовлеченного в передаваемый бизнес-процесс. Если взять во внимание все перечисленные выше факторы, чаша весов может склониться в пользу аутсорсинга. Если же сравнивать не просто цену, а смотреть на проблему с точки зрения “цена-качество”, то бизнес-модель с использованием аутсорсинга становится предпочтительной.

Аутсорсинг может позволить компании воспользоваться ресурсами, доступ к которым в противном случае был бы невозможен, например, при расширении географии деятельности фирмы или при создании новой компании.

Вторая группа преимуществ заключается в переложении ответственности на аутсорсинговую компанию. Весь комплекс вопросов решается профессионалами своего дела, при этом детально знают специфику работы предприятия клиента. Таким образом, снижается риск принятия ошибочных решений и возрастают шансы на успех.

Возмещение убытков, связанных с неправильным расчетом налогов или с несвоевременным предоставлением отчетности, происходит за счет аутсорсинговой компании.

С чем же связан тот факт, что, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, аутсорсинг бизнес-процессов еще не очень распространен? Кроме того, что многие просто не знакомы с принципами аутсорсинга бизнес-процессов, есть и другие, более веские причины. Компании боятся потерять контроль над ситуацией, избегают доверять посторонним коммерческие тайны. У таких опасений есть основания, и решение лежит в тщательном выборе поставщика аутсорсинговых услуг на основании его опыта и репутации на рынке. Кого-то останавливают дополнительные расходы сил и средств на этапе перехода и чисто психологический барьер, связанный с передачей “своей” бухгалтерии в “чужие” руки.

В нашей стране есть и еще одна особенность ведения бизнеса: многие компании не просто заботятся о конфиденциальности информации, но и не заинтересованы в какой бы то ни было открытости, так как зачастую бухгалтерский учет носит полулегальный характер. Наконец, в наследство от советского периода осталась сильная вертикальная интеграция предприятий, ведущих, по сути, “натуральное хозяйство”. Боязнь перемен руководства таких промышленных групп зачастую мешает им отказаться от самостоятельного выполнения некоторых функций. Во многих случаях они пытаются решить проблемы путем выделения вспомогательных подразделений в дочерние предприятия, которые осуществляют “внутренний” аутсорсинг ряда функций в рамках группы. Опыт развитых стран показывает, что при такой стратегии или компания окончательно переходит на аутсорсинг, или снижается ее эффективность в целом из-за сложности управления громоздкими структурами. Поэтому следует ожидать, что украинские предприятия будут в дальнейшем все более внимательно присматриваться к аутсорсингу.

Чего боится заказчик:

  1. Риск потери управления и контроля
  2. При передаче бизнес-процессов в аутсорсинг управления переходит к компании-аутсорсеру. Что касается контроля – заказчик контролирует выполнение заказа.
  3. Не всегда просто решить, какие именно области обслуживания можно передать на подряд, а какие лучше оставить внутри компании.
  4. Чаще всего это отделы, работа которых не влияет на основной процесс производства: IT-сервис, бухгалтерия, логистика, отдел продаж и маркетинга (реклама, мерчендайзинг, BTL и тд).
  5. Возможность ошибок со стороны компании-аутсорсера.
  6. Однако и внутри самой компании – заказчика возможны ошибочные решения и некачественное выполнение работ. В случае ошибок аутсорсера материальные потери несет только компания-аутсорсер.
  7. Недостаток информации.
  8. Всю необходимую информацию о результатах выполнения работ, компания-заказчик получает, как от компании-аутсорсера, так и от конечного потребителя.

Какие возможности открывает АУТСОРСИНГ?

  1. Заказчик может сосредоточиться на основных для бизнеса функциях.
  2. Заниматься долгосрочным планированием.
  3. Изучать новые технологии, новые тенденции на рынке.
  4. Сократить расходы на оплату труда персонала, оборудование рабочих мест, социальные выплаты и тд.
  5. Оптимизировать налогообложение (оплата услуг компании-аутсорсера относятся к валовым расходам).
  6. Заниматься любимым делом и оставаться собой.

Экономическую выгоду подсчитайте сами:

ФЛП той или иной службы + расходы на оборудование рабочих мест + правовое и информационное обеспечения + аренда помещения + налогообложение + затраты собственного времени на организацию работы