Чем отличаются стартерные аккумуляторы от тяговых

Даже невооруженным глазом хорошо видно — чем отличается стартерный аккумулятор от тягового. А если внимательно сравнить строение, основные эксплуатационные параметры, размеры и вес, то разница станет еще более заметной. В том числе, тяговые и стартерные АКБ отличаются стоимостью за условный ампер-час, чувствительностью к глубоким разрядам и некоторыми другими особенностями. Но примерно такая, как между ножами и топорами.

Тяговые аккумуляторные батареи


Тяговый аккумулятор
Тяговый аккумулятор

Как можно понять из названия тяговых АКБ, предназначены они для того, чтобы тянуть. Но не в буквальном смысле слова, как лошадь, например. Аккумуляторные батареи этого типа используются лишь для питания силовых установок, а те уже непосредственно выполняют полезную работу. Тянут, поднимают, вращают, освещают, обогревают и даже развлекают. Любая из этих работ требует такого источника питания, которое могло бы длительное время отдавать энергию умеренными порциями, и не терять своих свойств в результате глубоких циклических разрядов. Кстати, купить тяговые аккумуляторы вы можете на страницах нашего специализированного сайта.

Тяговые аккумуляторы: строение


Первое, в чем можно заметить отличие тягового аккумулятора от обычного — строение. Конструктивно это стандартные свинцовые пластины (электроды), помещенные в электролитную среду. Рабочие детали упакованы в герметичном корпусе из диэлектрического материала. Наружу выведены две клеммы-положительная и отрицательная.

Производство тяговых АКБ
Производство тяговых АКБ

Электролит в тяговых АКБ может быть как наливным, так и гелеобразным. В последнее время особой популярностью пользуются так называемые AGM аккумуляторы, в которых жидким электролитом пропитаны пористые маты, плотно контактирующие со свинцовыми пластинами.

Сферы применения силовых батарей


Применяются тяговые АКБ в тех сферах, где требуется стабильное и длительное питание умеренной мощности. Наиболее наглядный пример-различная подвижная техника и системы альтернативной энергетики:

  • электромобили;
  • небольшие лодки;
  • электровелосипеды;
  • машинки для езды по полям для гольфа;
  • погрузчики;
  • ветряные и солнечные системы генерации энергии.

Особенно распространены тяговые аккумуляторы в специальной технике, применяемой для погрузки и перевозки грузов. Благодаря отсутствию выхлопных газов она может эксплуатироваться в закрытых помещениях. Плавательные средства на электротяге тоже имеют свои преимущества — экологичность, отсутствие шума и вибрации.

Особенно распространены тяговые аккумуляторы в специальной технике
Особенно распространены тяговые аккумуляторы в специальной технике

В действующем ГОСТе сказано, что основная функция тягового аккумулятора заключается в циклических разрядах с последующими зарядами. При этом, предполагается, что во время разряда батарея отдает большую часть накопленной энергии. Стартерные же АКБ при такой эксплуатации — деградируют. Для них более «комфортными» условиями работы является постоянно высокий уровень заряженности.

Стартерные аккумуляторные батареи


Строение стартерного аккумулятора
Строение стартерного аккумулятора

Название стартерных АКБ тоже указывает на их непосредственное назначение. Задача аккумулятора этого типа — питать стартер для запуска двигателя внутреннего сгорания. Роль эта хоть и кратковременная (3-8 секунд), но из-за большой мощности требует отдачи большого тока. Например, чтобы запустить средний по объему бензиновый двигатель внутреннего сгорания необходим стартер мощностью полтора-два киловатта. При номинальном напряжении АКБ 12 вольт для выдачи такой мощности нужен ток силой 100-150 ампер. А если стартер плохо крутит, то вдвое, а то и втрое больше.

Строение стартерного аккумулятора только по конфигурации имеет сходства с тяговыми аналогами. У них есть те же свинцовые пластины, контактирующие с электролитом. Есть диэлектрический герметичный корпус и выведены наружу две клеммы «плюс» и «минус». Однако, в отличие от тяговых АКБ, у стартерных пластины намного тоньше. Это делается для того, чтобы увеличить площадь поверхности активной массы, участвует в электрохимических процессах внутри аккумулятора. А чем больше площадь, тем более высокие токи можно «выжать» из АКБ.

У стартерных АКБ пластины намного тоньше
У стартерных АКБ пластины намного тоньше

Применяются стартерные батареи только там, где эти самые большие пусковые токи нужны. То есть, в разного рода технике, оснащенной двигателями внутреннего сгорания. Это и легковые автомобили, и грузовые, и мотоциклы, и тракторы, и комбайны.

Сходство между тяговыми и стартерными АКБ


В первую очередь, тяговые и стартерные аккумуляторные батареи схожи по конструкции и принципу работы. Кроме того, и те, и другие, реализуются сегодня с разными и одновременно одинаковыми технологиями. Так, есть тяговые и стартерные АКБ с так называемым наливным электролитом, AGM, GEL, кальциевые, кислотные, щелочные и так далее. То есть, выбор есть на любой, так сказать, вкус и кошелек.

Но сходства, в принципе, на этом и заканчиваются.

Различия между тяговыми и стартерными аккумуляторами


Что же касается различий, то их гораздо больше, чем сходств. К тому же, они более существенны и заметны даже невооруженным глазом:

  • Параметры свинцовых пластин-у стартерных они тоньше, и их количественно больше при одинаковых емкостях АКБ. У тяговых же аккумуляторных батарей электроды массивные, и их меньше визуально (если заглянуть внутрь корпуса). За счет этого они лучше переносят глубокие разряды и дольше не рассыпаются.
  • Пиковые нагрузки— стартерные АКБ для них просто созданы, тогда как тяговые аналоги физически не могут отдавать большие токи. Площадь пластин у них сравнительно маленькая, а из-за этого менее интенсивно проходят электрохимические реакции. Но не следует думать, что тяговые батареи совсем немощны в плане пиковых нагрузок. Это не совсем так. Кое На что они способны.
  • Чувствительность к глубоким разрядам-у стартерных аккумуляторов крайне низкая. Некоторые модели уже после двух-трех разрядов в ноль теряют до половины номинальной емкости. На сегодня больше всего этим недостатком «славятся» так называемые кальциевые АКБ. Тяговые же аккумуляторы к глубоким разрядам более стойкие и не теряют ресурс в результате такой эксплуатации.
  • Количество циклов заряда-разряда-тяговые АКБ в этом плане существенно выигрывают у стартерных. Более того, последние вообще не рекомендуется часто разряжать более чем на 30%, так как они быстро подвергаются сульфатации, теряют емкость и способность отдавать большие пусковые токи.
  • Габариты и вес— при одинаковых номинальных емкостях тяговые аккумуляторы заметно больше, чем стартерные. Это связано и с упомянутой выше толщиной пластин, и с более массивными корпусами.
  • Стоимость— сравнивать по этому критерию сложно, так как оба варианта есть и в дешевом, и в дорогом исполнении. Но некоторая тенденция все же просматривается. Тяговые-дороже.

В интернете гуляет байка, что тяговые АКБ лучше «приспособлены» к высоким и отрицательным температурам окружающей среды. На самом деле разница в этом плане если и есть, то очень маленькая. Тяговые АКБ наравне со стартерными могут замерзать на морозе в разряженном состоянии, а также терять много электролита из-за перегрева. Кроме того, при низких температурах они значительно меньше накапливают и отдают энергии, чем при оптимальных +20°C. Это надо учитывать, например, если на той же лодке с электротягой вы затеяли дальний заплыв ранней весной.