Даже невооруженным глазом хорошо видно — чем отличается стартерный аккумулятор от тягового. А если внимательно сравнить строение, основные эксплуатационные параметры, размеры и вес, то разница станет еще более заметной. В том числе, тяговые и стартерные АКБ отличаются стоимостью за условный ампер-час, чувствительностью к глубоким разрядам и некоторыми другими особенностями. Но примерно такая, как между ножами и топорами.
Тяговые аккумуляторные батареи
Как можно понять из названия тяговых АКБ, предназначены они для того, чтобы тянуть. Но не в буквальном смысле слова, как лошадь, например. Аккумуляторные батареи этого типа используются лишь для питания силовых установок, а те уже непосредственно выполняют полезную работу. Тянут, поднимают, вращают, освещают, обогревают и даже развлекают. Любая из этих работ требует такого источника питания, которое могло бы длительное время отдавать энергию умеренными порциями, и не терять своих свойств в результате глубоких циклических разрядов. Кстати, купить тяговые аккумуляторы вы можете на страницах нашего специализированного сайта.
Тяговые аккумуляторы: строение
Первое, в чем можно заметить отличие тягового аккумулятора от обычного — строение. Конструктивно это стандартные свинцовые пластины (электроды), помещенные в электролитную среду. Рабочие детали упакованы в герметичном корпусе из диэлектрического материала. Наружу выведены две клеммы-положительная и отрицательная.
Электролит в тяговых АКБ может быть как наливным, так и гелеобразным. В последнее время особой популярностью пользуются так называемые AGM аккумуляторы, в которых жидким электролитом пропитаны пористые маты, плотно контактирующие со свинцовыми пластинами.
Сферы применения силовых батарей
Применяются тяговые АКБ в тех сферах, где требуется стабильное и длительное питание умеренной мощности. Наиболее наглядный пример-различная подвижная техника и системы альтернативной энергетики:
- электромобили;
- небольшие лодки;
- электровелосипеды;
- машинки для езды по полям для гольфа;
- погрузчики;
- ветряные и солнечные системы генерации энергии.
Особенно распространены тяговые аккумуляторы в специальной технике, применяемой для погрузки и перевозки грузов. Благодаря отсутствию выхлопных газов она может эксплуатироваться в закрытых помещениях. Плавательные средства на электротяге тоже имеют свои преимущества — экологичность, отсутствие шума и вибрации.
В действующем ГОСТе сказано, что основная функция тягового аккумулятора заключается в циклических разрядах с последующими зарядами. При этом, предполагается, что во время разряда батарея отдает большую часть накопленной энергии. Стартерные же АКБ при такой эксплуатации — деградируют. Для них более «комфортными» условиями работы является постоянно высокий уровень заряженности.
Стартерные аккумуляторные батареи
Название стартерных АКБ тоже указывает на их непосредственное назначение. Задача аккумулятора этого типа — питать стартер для запуска двигателя внутреннего сгорания. Роль эта хоть и кратковременная (3-8 секунд), но из-за большой мощности требует отдачи большого тока. Например, чтобы запустить средний по объему бензиновый двигатель внутреннего сгорания необходим стартер мощностью полтора-два киловатта. При номинальном напряжении АКБ 12 вольт для выдачи такой мощности нужен ток силой 100-150 ампер. А если стартер плохо крутит, то вдвое, а то и втрое больше.
Строение стартерного аккумулятора только по конфигурации имеет сходства с тяговыми аналогами. У них есть те же свинцовые пластины, контактирующие с электролитом. Есть диэлектрический герметичный корпус и выведены наружу две клеммы «плюс» и «минус». Однако, в отличие от тяговых АКБ, у стартерных пластины намного тоньше. Это делается для того, чтобы увеличить площадь поверхности активной массы, участвует в электрохимических процессах внутри аккумулятора. А чем больше площадь, тем более высокие токи можно «выжать» из АКБ.
Применяются стартерные батареи только там, где эти самые большие пусковые токи нужны. То есть, в разного рода технике, оснащенной двигателями внутреннего сгорания. Это и легковые автомобили, и грузовые, и мотоциклы, и тракторы, и комбайны.
Сходство между тяговыми и стартерными АКБ
В первую очередь, тяговые и стартерные аккумуляторные батареи схожи по конструкции и принципу работы. Кроме того, и те, и другие, реализуются сегодня с разными и одновременно одинаковыми технологиями. Так, есть тяговые и стартерные АКБ с так называемым наливным электролитом, AGM, GEL, кальциевые, кислотные, щелочные и так далее. То есть, выбор есть на любой, так сказать, вкус и кошелек.
Но сходства, в принципе, на этом и заканчиваются.
Различия между тяговыми и стартерными аккумуляторами
Что же касается различий, то их гораздо больше, чем сходств. К тому же, они более существенны и заметны даже невооруженным глазом:
- Параметры свинцовых пластин-у стартерных они тоньше, и их количественно больше при одинаковых емкостях АКБ. У тяговых же аккумуляторных батарей электроды массивные, и их меньше визуально (если заглянуть внутрь корпуса). За счет этого они лучше переносят глубокие разряды и дольше не рассыпаются.
- Пиковые нагрузки— стартерные АКБ для них просто созданы, тогда как тяговые аналоги физически не могут отдавать большие токи. Площадь пластин у них сравнительно маленькая, а из-за этого менее интенсивно проходят электрохимические реакции. Но не следует думать, что тяговые батареи совсем немощны в плане пиковых нагрузок. Это не совсем так. Кое На что они способны.
- Чувствительность к глубоким разрядам-у стартерных аккумуляторов крайне низкая. Некоторые модели уже после двух-трех разрядов в ноль теряют до половины номинальной емкости. На сегодня больше всего этим недостатком «славятся» так называемые кальциевые АКБ. Тяговые же аккумуляторы к глубоким разрядам более стойкие и не теряют ресурс в результате такой эксплуатации.
- Количество циклов заряда-разряда-тяговые АКБ в этом плане существенно выигрывают у стартерных. Более того, последние вообще не рекомендуется часто разряжать более чем на 30%, так как они быстро подвергаются сульфатации, теряют емкость и способность отдавать большие пусковые токи.
- Габариты и вес— при одинаковых номинальных емкостях тяговые аккумуляторы заметно больше, чем стартерные. Это связано и с упомянутой выше толщиной пластин, и с более массивными корпусами.
- Стоимость— сравнивать по этому критерию сложно, так как оба варианта есть и в дешевом, и в дорогом исполнении. Но некоторая тенденция все же просматривается. Тяговые-дороже.
В интернете гуляет байка, что тяговые АКБ лучше «приспособлены» к высоким и отрицательным температурам окружающей среды. На самом деле разница в этом плане если и есть, то очень маленькая. Тяговые АКБ наравне со стартерными могут замерзать на морозе в разряженном состоянии, а также терять много электролита из-за перегрева. Кроме того, при низких температурах они значительно меньше накапливают и отдают энергии, чем при оптимальных +20°C. Это надо учитывать, например, если на той же лодке с электротягой вы затеяли дальний заплыв ранней весной.