Беседа кризисного психолога Михаила Хасьминского с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православных традициях и истинной пользе для души.
– Отец Феодор, Вы наверняка видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с ограждениями. Как это соответствует православной традиции?
– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонный крест на особо отмеченных местах, например на распутьях дорог или при въезде в какой-то поселок, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Случалось, что на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, вспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших родственников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился о усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому что могильный крест следует устанавливать на месте захоронения, чем на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всевозможные посторонние вещи, не относящиеся к молитве.
– А на кладбищах возлагать венки правильно?
– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какое содержание укладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о запрете светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили погребальную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-венковое шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с покойным.
Внешне схожая, но по содержанию совершенно иная православная традиция https://www.tuvaonline.ru/zakazyvaem-ritualnye-venki-.dhtml провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически отмечали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка есть крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом глубокий смысл – честь памяти и молитва.
Но, к сожалению, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.
– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живы. Но по какому кладбищу не пройду – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…
– По устоявшейся традиции, которая вобрала в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живы. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления о усопших по духовному взору тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера жива и что наша любовь должна быть жива. Потому что вера Христова – живая вера в исполнении заповедей Божьих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живо, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветки хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в разных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.
– А может, эта пластмассовая ложь на могилах – следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю сущность?
– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы нужно приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не раздумывая, по установившемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.
Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается пожилых людей. Несут цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем верно с точки зрения Православия.