Материальный состав — железнодорожный транспорт
Материальные составы железнодорожного транспорта в своем большинстве есть универсальными. Исключение составляют топливные и составы смазок, которые относятся к специализированным. Эти составы получают и сохраняют определенные виды топлива (твердого и жидкого) и масел для локомотивов и находятся в ведении локомотивного хозяйства железных дорог.
На материальные склады железнодорожного транспорта от предприятий-изготовителей и снабженческо-сбытовых организаций поступает большое количество разнообразной продукции, которую составы в свою очередь отправляют. Поступления-и отправка материальных ценностей (или, как их принято называть, грузов) связанные с перевозкой их транспортными организациями. Материальный склад, получая от транспортной организации грузы, выступает как грузополучатель, а сдавая грузы для перевозки потребителям, выступает как грузоотправитель. Кстати, надежный поставщик запчастей для жд составов предлагает свою продукцию на страницах специализированного сайта.
На материальных складах железнодорожного транспорта соревнуются отдельные работники, бригады, участка как внутри складов, так и в масштабе дороги.
На материальных складах железнодорожного транспорта широко применяют разнообразное технологическое оборудование — стеллажи, поддоны, складская унифицированная тара. Применение этого обладнаннясприяє более полному использованию объемы складских помещений, внедрению комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, обеспечению качественной и количественной сохранности материальных ценностей.
На материальных складахзалізничного транспорта механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных и складских работ предусматривают максимальное и первоочередное сокращение применения ручного труда на трудоемких работах.
На топливных и материальных складах залізничноготранспорту выполняется большой комплекс складских работ, связанных с подготовкой к приемке и приемкой материалов, размещением их по местам хранения, организацией хранения, подготовкой к производственному потреблению и отпуску потребителям.
Состояние зданий и сооружения материальных складов железнодорожного транспорта прежде всего зависит от их правильного содержания и эксплуатации, которые должны осуществляться в соответствии с правилами, которые разрабатываются руководителями складов. Правилами установлен порядок эксплуатации конкретного объекта и определены лица, ответственные за его эксплуатацию. Ответственными за эксплуатацию складских зданий назначаются заведующие складами. Ответственность за исправное техническое состояние зданий и сооружений материального склада несет лично начальник склада, который организует контроль за режимом эксплуатации зданий и сооружений, наблюдение за их техническим состоянием и своевременным ремонтом.
Задача комплексной механизации работ на топливных и материальных составах железнодорожного транспорта необходимо решать не только за счет ввода в эксплуатацию новых машин, но и за счет лучшей, более совершенной организации труда, повышения эффективности использования имеющихся средств механизации, в том числе и средств малой механизации.
Вопрос внедрения комплексной механизации работ на топливных и материальных составах железнодорожного транспорта должны решать инженеры, обладающие знаниями в области механизации погрузочно-разгру-зочных и складских процессов. Эти инженеры должны уметь самостоятельно проектировать составы с комплексной механизацией работ, успешно использовать имеющиеся и внедрять новые типы погрузочно-разгрузочных машин и устройств, а также передовые методы организации работ на складах.
К числу трудоемких и тяжелых работ относятся погрузочно-разгрузочные и складские работы, выполняемые на топливных и материальных составах железнодорожного транспорта.
С целью лучшей организации работ на складах и наиболее эффективного использования подъемно-транспортных средств, в частности механических погрузчиков, в последнее время на материальных складах железнодорожного транспорта для хранения материалов и запасных частей широко используются грузовые столики и грузовые ящики. Грузовые столики обычно используются для укладки на них материалов, упакованных в тару, или средних и крупных запасных частей подвижного состава.
Из большого многообразия подъемно-транспортного оборудовании следует выделить и классифицировать машины и механизмы, которые наиболее полно отвечают требованиям механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ в условиях материальных составов железнодорожного транспорта. Все применяемые машины и механизмы классифицируют по основным техническими и эксплуатационными характеристиками.