ПРОМЫШЛЕННЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ

Стальные резервуары типа РВС предназначены для сбора и хранения добытой нефти, а также нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута), отличающиеся друг от друга плотностью, испаряемостью, токсичностью, коррозионной агрессивностью по отношению металлических стенок, а также другими специфическими свойствами.

Стальные вертикальные цилиндрические резервуары являются наиболее распространенным видом хранилищ для нефти и нефтепродуктов: из общего объема резервуаров вертикальные стальные резервуары составляют более 80%.

Резервуары типа РВС в зависимости от их конструкции подразделяют по внутреннему рабочему давлению на следующие типы: работающие при давлении, близком к атмосферному (с понтоном, с плавающей крышей); низкого давления до 2 кПа и под вакуумом до 0,25 кПа; повышенного давления (до 70 кПа) и под вакуумом (до 1 кПа). Для нефти и нефтепродуктов с упругостью насыщенных паров при режиме эксплуатации до 26,6 кПа (нефть, керосин, дизтопливо, масла, мазут и др.), применяют стальные сварные резервуары, имеют стационарную крышу.Легковоспламеняющиеся жидкости и легкоиспаряющиеся нефти хранят в резервуарах от стройтехмаш с плавающей крышей или понтоном.

Стальные вертикальные резервуары эксплуатируются в различных климатических условиях: на Севере, где температура окружающего воздуха в зимнее время может достичь минус 60 ‘С, и в южных районах, где температура окружающего воздуха может подняться до 50’С.

Резервуары со стационарной кровлей предназначены для хранения нефти и нефтепродуктов с плотностью до 0,9 т/м3 и температурой при эксплуатации не выше 70’С (кратковременно). Наиболее распространены на промыслах и в условиях магистрального транспорта нефти резервуары вместимостью от 1000 до 50 тыс. м3 с высотой стенки корпуса 12 — 18 м. Резервуар собирают из рулонных заготовок заводского изготовления и состоят они из плоского днища, цилиндрического корпуса и покрытия (крыши).Покрытие опирается, как правило, на стенки корпуса, а в промышленных резервуарах вместимостью 5000 — 10000 м3 на дополнительную стойку в центре резервуара.

Корпус резервуара (рулонные полотнища) автоматической сваркой сваривают из отдельных листов и поясов. При заводском изготовлении резервуаров из рулонных заготовок листы свариваются встык, при полистовой сборке корпуса сварка ведется телескопическим расположением поясов. Вертикальные швы корпуса выполняют встык и проваривают с обеих сторон. Кольцевые швы корпуса выполняют встык или внахлест с двусторонним проваром. Тавровый шов, соединяющий днище с корпусом, накладывают с обеих сторон вертикального листа.Предельные минимальные толщины листов за поясами разной вместимости резервуаров приведены в табл. 1.1.

Днище — элемент конструкции резервуара, воспринимает гидростатическое давление основания, на котором покоится резервуар. Толщину днища определяют, руководствуясь предполагаемой скоростью коррозии металла, а также необходимостью создания герметичных сварных швов и прочной конструкции узла соединения пластины с корпусом (уторный шов). Однако, как показывает практика, при хранении сероводородсодержащей нефти эти добавки на толщину листов днища при хранении агрессивных нефтей сроков их эксплуатации не повышают.

Листы днища, расположенные на периферии, называются окрайками, письма в центральной части днища — полотнищами. Толщина листов днища резервуаров диаметром более 15 м составляет 6 — 8 мм и более.

Покрытие резервуара, рассчитанное на 2 кПа, приваривают к кольцевому угольнику сплошным внешним и прерывистым внутренним швом, а в несущих элементов крыши (стропил) — прихватками. При давлении 0,2 кПа листы кровли прихватывают к обвязочному уголку внешним сплошным швом. Эти детали конструкции кровли, то есть наличие большого числа щелей и зазоров в местах сопряжения листов со стропилами делают крышу резервуаров, с одной стороны, очень подверженной коррозии, а с другой — очень затрудняют применение антикоррозионной защиты крыши резервуаров.

Уклон стационарной крыше резервуаров имеет отношение к объему газового пространства: чем оно меньше, тем они более удобны и безопасны в эксплуатации, меньше будут здесь и проявления коррозии. В настоящее время для сбора и хранения нефти широко применяются резервуары из «безмоментной кровлей».Такие конструкции кровли снижают расход металла по сравнению с щитовой кровлей, уменьшают потери нефтепродуктов от » малых дыханий, обеспечивают большую коррозионную стойкость кровли, что обусловлено отсутствием металлического каркаса и улучшением условий нанесения антикоррозийного покрытия на внутреннюю поверхность.

Существующие стационарные крыши покоятся на стропильным перекрытиям, или имеют бесстропильное перекрытия с одной центральной стойкой внутри резервуара.