Железнодорожные перевозки

Перевозки в прямом международном сообщении регулируются «Едиными правилами к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа (ЕВ)», составляющие Приложение А к Конвенции; «Едиными правилами к договору о железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», составляющие Приложение В к Конвенции. Единые правила цев и цим вместе с двумя приложениями являются неотъемлемой частью Конвенции.

Особым отличительным признаком договора перевозки железнодорожным транспортом является то, что железная дорога обязана заключить такой договор с каждым лицом. Как соглашение цим, так и цев предусматривают детальное и широкое регулирование прав и обязанностей по договору перевозки железнодорожным транспортом.

Железная дорога обязана осуществить безопасную перевозку грузов в срок и без потерь. В случае нанесения ущерба или потери груза или просрочки в доставке железная дорога несет ответственность в порядке презюмируемой вины. Перевозчик тем не менее может опровергнуть эту презумпцию путем предоставления доказательств о том, что вред был вызван одним из обстоятельств, за которые дорога согласно этому не отвечает. К ним относятся: 1) личная вина лица, имеющего право на товар (груз); 2) обстоятельства, вызванные свойствами, принадлежащими самому товару (свойство быстро портиться, усушка); 3) неизбежные обстоятельства. Если железная дорога докажет, что вред мог возникнуть в результате одного из событий, включенных в список специальных рисков, будет действовать презумпция, что такой вред был нанесен этим обстоятельством. Пока заявитель не докажет другое, ответственность железной дороги не будет иметь силы. Бремя доказывания обратного несет заявитель. Более подробно про жд грузовые перевозки на страницах нашего специализированного сайта.

Железнодорожные перевозки

Эта конвенция определяет предельный размер ответственности железных дорог в случаях несхоронності грузов в расчетных единицах МВФ – «специальных правах заимствования» (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк на 1 кг веса брутто). Он может быть уменьшен сторонами в контракте при условии снижения обычных ставок оплаты за перевозку. Срок для заявления требований — один год. Но в случае умышленного повреждения груза или обманных действий железной дороги срок исковой давности определен этим в два года.

Во время перевозки пассажиров и их груза применяются правила ЦЕВ, которые различают личную вред, причиненный пассажиру (смерть или увечье), и повреждение груза. В случае смерти лица или увечья железная дорога несет строгую ответственность, если только не докажет, что эти события наступили вследствие несчастного случая: а) который не связан с эксплуатацией железнодорожного транспорта и функционированием железной дороги и который невозможно было избежать или предотвратить; или б) полностью или частично вызван виной самого пассажира; или в) который причинен действиями третьих лиц, которые нельзя было предупредить или перебороть железной дорогой. За повреждение или утрату зарегистрированного багажа, а также за просрочку в доставке, причиненные перевозчиком, железная дорога несет ответственность во всех случаях, если не докажет, что вред возник вследствие одной из ниже перечисленных причин: 1) вины самого пассажира; 2) указаний, предоставленных пассажиром; 3) характера багажа; 4) обстоятельств непреодолимой силы; 5)особых рисков, связанных с ненадлежащей или отсутствующей упаковкой.

Право выдвижения требований к железной дороге теряется в тех случаях, если лицо в течение трех месяцев не уведомит перевозчика о случаях смерти или увечья пассажира. В случае повреждения, потери или несвоевременной доставки груза, требования должны быть заявлены в таком же порядке, что и по правилам цим.