Леониду Брежневу, впрочем, как и его брату и сестре, довелось пережить голодное время на родной Екатеринославщине. Именно голод стал причиной того, что младшая сестра генсека боялась его. По некоторым свидетельствам, Вера Ильинична так и осталась пугливой и застенчивой. Впрочем, племянница Брежневой утверждала обратное.
Жизнь в Каменском
Леонида Ильича Брежнева можно смело назвать самым знаменитым членом семьи Брежневых. Однако он был не единственным ребенком четы Брежневых. У Леонида, появившегося на свет в 1906 году в селе Каменском Екатеринославской губернии, был также брат Яков, родившийся там же в 1912 году, и сестра Вера, 1910 года рождения. Последней едва исполнилось 5 лет, когда будущий генсек поступил в гимназию. Позже Брежнев, окончив гимназию, преобразованную после революции в Первую трудовую школу, начал работать на местном заводе.
Однако на заводе Леонид Ильич работал недолго. Как вспоминал сам Брежнев в своих мемуарах «Чувство родины», разразившаяся после Гражданской войны разруха совпала с засухой и голодом. В 1921-1922 годах, по словам советского лидера, по всей Екатеринославщине пылали поля. Но рабочие завода продолжали трудиться, получая ежедневную пайку в полфунта хлеба. Вскоре предприятие закрыли. Люди стали разъезжаться, меняя все, что только можно, на продукты питания. Брежневы же ничего не накопили, поэтому и менять им было нечего. Как выразился Леонид Ильич: «Отец и я перестали быть кормильцами, а стали едоками».
Пугливая сестра
Вера Ильинична Брежнева тоже хорошо помнила то время. Если верить Николаю Зеньковичу, автору издания « Самые секретные родственники», однажды соседи семьи Брежневых получили письмо, в котором рассказывалось о том, как родители вместе со своими сыновьями съели маленькую дочь. Девочку это письмо сильно впечатлило. С тех пор Вера начала бояться не только своего старшего брата Леонида, но и младшего, Якова. Опасения сестры генсека оказались напрасными. Тем более что вскоре семья перебралась на родину Брежнева-старшего, в Курскую губернию. Таким образом возвращение к земле было для Брежневых вынужденной мерой. Но именно это обстоятельство подтолкнуло Леонида Ильича к поступлению в землеустроительный техникум.
Правда, позже Леонид Брежнев вернулся в рабочий коллектив. Он работал слесарем на Днепропетровском металлургическом заводе и одновременно учился в Каменском металлургическом институте. Там же трудился и учился и Яков. Повзрослевшая Вера от братьев не отставала и составила им компанию на предприятии и в стенах вуза. Однако Вера Ильинична до конца дней оставалась пугливой и стеснительной. Зять Брежнева, слова которого приведены в книге Евгения Додолева «Юрий Чурбанов + Галина Брежнева, Борис Буряца и все-все-все», вспоминал о том, что Брежнева, навещая высокопоставленного брата, старалась не показываться ему на глаза. Лишь спрашивала: «Как дела?». Леонид Ильич отвечал: «Нормально». И они расходились.
Скромная любительница драгоценностей?
Кроме этого Вера Ильинична отличалась и скромностью. Она считала, что если у нее есть 3-4 платья, то это уже прекрасно. В отличие от Якова, которого Леонид Ильич впоследствии перевел к себе, в Москву, Вера Брежнева в столицу даже не собиралась. Если верить Александру Голубеву, автору книги «Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев», сестра генерального секретаря ЦК КПСС, то есть обладателя высшей партийной должности в стране, всю жизнь прожила в Днепродзержинске. В студенческие годы она познакомилась с Георгием Гречкиным, с которым создала семью. Впрочем, Николай Зенькович эту информацию опровергает, заявляя, что Вера Ильинична вместе с супругом все же перебралась в Москву в 1963 году.
Когда Брежнева жила в Днепродзержинске и работала лаборантом на кафедре химии в местном вузе, многие и в самом деле отмечали ее скромность и доброту. Но после переезда в столицу Вера Ильинична, по-видимому, изменилась. По крайней мере, ее племянница, Любовь Яковлевна Брежнева, рассказывала, как жена генсека посоветовала ей не давать денег хирургу. Вера Ильинична, готовившаяся к операции, так и поступила, в результате чего, как писала Любовь Брежнева в своей книге «Племянница генсека», ей пришлось отлеживаться в реанимации. Также поговаривали, что Вера Брежнева была неравнодушна к драгоценностям, а ее муж, по словам Любови Брежневой, «брал взятки направо и налево, используя имя Леонида, как и большинство членов брежневского клана».