Театр как вид искусства

Театр (от греч. — зрелище, представление) — это вид сценического искусства, отражающий жизнь в сценическом действии, которое играют актеры перед зрителями, а также организация, осуществляющая сценические представления определенным коллективом артистов и помещения, дом, в котором происходят представления.

Понятие синтеза (от греч. synthesis — соединение, сочетание) имеет в искусстве несколько значений. Прежде всего, это объединение в искусстве нескольких его видов вокруг одного, что определилось как ведущее. Мы отмечали, что ведущим видом искусства, на основе которого осуществляется синтез художественной образности, является архитектура. Украшение фасада и интерьера здания скульптурой, витражами, мозаиками, а также обстановка (ковры, гобелены, люстры) создают ощущение уюта и красоты. Содержательное наполнение и эстетическая определенность образа зависит от исторической эпохи, специфики национальной жизни, назначения сооружения и тому подобное. Скажем, культовая архитектура существенно отличается по форме и содержанию от жилой или общественно-общественной. Это характерно и для скульптуры, живописи и тому подобное.

Другой тип синтеза связан с возникновением качественно нового вида искусства на основе нескольких уже существующих, что образуют органичность взаимосвязи и могут существовать только в единстве. Понятие «синтетические искусства» употребляется применительно искусств, образующихся единством художественного языка и вне ее не существуют. К таковым относятся театр (трагедия, комедия, драма, балет, опера), кино, эстрада. их называют, соответственно назначению, — «зрелищными»; по способу восприятия — зрительно-слуховыми; по способу существования — пространственно-временными искусствами. Они образуются единством художественного языка живописи (декорации), архитектуры (интерьер), литературы (драматургия), музыки, танца, декоративно-прикладного искусства (костюмы, мебель и тому подобное). Киноискусство, кроме того, основывается на достижениях техники, что позволяет фиксировать изображение на пленке, тиражировать, делать его наиболее демократическим. Полнота художественного образа синтетических искусств — это проявление духовной потребности созидания жизненной полноты бытия. В искусстве пространство и время — не физические характеристики бытия, а духовная реальность, поскольку именно отношения героев формирующие и пространство, и время и разворачивают его эстетические характеристики: наполненность, глубинность, сущностную определенность. Масштабность измерения пространства и времени создается человеческими качествами героев. Подробнее о том что такое театр читайте на страницах нашего специализированного сайта.

Театр как вид искусства

В театральном искусстве основой синтеза является драматическое действие. По форме — это действо жизни, однако, в отличие от непредсказуемости жизненных событий, театральная жизнь — это жизнь, ею людьми, заключенное в эстетически-художественные законы развертывания конфликта, столкновение судеб и характеров, что и делает его действительным бытием.

Конфликт изнутри создает самодвижение событий, внутреннюю динамику театральной драматургии, так же, как и кино произведений. В синтетических искусствах создание образа происходит благодаря актерской игре: умению актеров жить в образе. Образы разворачиваются непосредственно в действии. Актеры на сцене отражают полноту жизненных отношений, перевоплощаясь в героев. В то же время они осознают, что их деятельность — игра, а следовательно, они играют и свое отношение к событиям и к герою. их образы — не физическая жизненность, а духовная реальность. Следовательно, герои снова и снова оживают в лице актера. Поэтому театр по специфике создания образа — искусство возрождения жизни — духовного мира человека, а следовательно, спасение от смерти и небытия. Именно поэтому в драматургии и театре действующие «правила», отражающих объективные законы развертывания отношений и разрешения конфликтов. Напомним, что законы драматического действия и эстетические принципы театра впервые разработал Аристотель. Ему принадлежит идея единства места и действия, особенности характера, что определяется то как трагическое, то как комическое и тому подобное. Театр, по меткому выражению Г. Гачева, — литургия, которая разыгрывается человечеством, народами и поколениями. Это «религия», то есть постоянное восстановление связи человека и бытия, человека и хорового народного целого.

Для актера не так важна внешность героя, манера поведения, стиль общения с другими, как скрытое за этими внешними признаками отношение к другим и к себе самому, представление о ценности жизни и отношение к ним. Поэтому обычно, прежде всего, в современном театре, актеры играют без грима и костюмов, чтобы подчеркнуть первостепенное значение духовного состояния героев и некоторую вневременную, а следовательно, всеобщее свойство их отношение к миру.

Когда возникает потребность воссоздать историческое время, создать «колорит эпохи», важность приобретают грим, костюмы, декорации, пластика движения, стиль общения и тому подобное.

Театр (от греч. theatron-место для зрелищ) — наиболее ранний вид синтетического искусства. Сценическое действие разворачивается непосредственно перед зрителями, создает особый эффект сопереживания, а значит, формирует культуру чувств. У истоков театра стоит пантомима — бессловесное действие, основанная на мимике и жестах. Содержательно она связана с обрядовым действом (охотничьим, сельскохозяйственным, религиозным), а впоследствии также с мистериями и карнавальными действами Древнего мира и Средневековья. Уже на началах театра сочетаются элементы игры с диалогом, музыкой, песнями и соответствующими содержания действия танцами и масками. В Древнем мире (Индия, Китай) сформировалась высокая театральная культура, элементы которой хранятся по сей день. Основой европейского театра является театр Древней Греции, возник в VI в. к н. е., а наибольшего расцвета достиг в V веке. к н. е. Истоки его-в мистериях в честь бога Диониса. Сначала это было коллективное действо: в мистериях нет актеров-исполнителей и зрителей, в нем принимают непосредственное участие все. Цель этого действа — развернуть чувство родовой, природной целостности человеческого бытия. Каждый имеет непосредственно воспроизвести родовую действие [3, с. 216]. Последовательность містеріальної действия исследователи описывают следующим образом: убийство бога (первопредка), поедание его тела (тотемное животное), а также прелюбодеяние и даже каннибализм. Второй акт действа — раскаяния в грехах, плач по умершим, общая скорбь. Кульминация-возвращение в мир обновленного бога; всеобщее замирение и ликование. Здесь находит отражение эволюция отношений в сообществах: от стихийных, неупорядоченных к гармоничным, слаженным.

Сказанное относительно истоков театра важное символикой его содержания, которая призвана с помощью действий раскрыть процесс преодоления человеком (родом человеческим) первобытных влечений и созидания гармоничной слаженности отношений. Классическая разновидность античного театра формируется благодаря творчеству выдающихся трагіків античности: Эсхила, Софокла, Эврипида (VI—V ст. к н. э.). Основу их произведений составляют мифологические сюжеты, в которых действуют боги и герои. Античный герой — личность, действия которой индивидуализированы. Деятельностью героев создаются новые обстоятельства. Они раздвигают пределы имеющегося опыта, расширяют поле ценностных представлений человечества. Выход героя за пределы этого опыта, созданию нового пространства свободы и образа отношений человека с миром — огромный творческий вклад греческой античности в духовном опыте человечества. Именно античная драматургия и театр обусловливают новый тип отношений, человечества: переход от нерозчленованої целостности социальных общностей к выделяя тех, кто действует (герой), и тех, кто сопереживает их судьбе (сообщество).Общественные отношения в трагедии приобретают сущностной определенности благодаря качественным взаимодействиям сообщества, что предстает как сознательное духовное целое. Духовная определенность обоих участников отношения образует диалектическое целое: герои меняют обстоятельства. Без их деятельности мир представал бы безликой, обезличенной целостностью. Однако без сопереживания герою со стороны общественности так же не происходило развертывание отношений, что и является специфически человеческой жизнью. Сопереживание публики героям формирует также общественность отношений, ведь олицетворяет осознанную чувствами и умом ценность их действий, а следовательно, и субъекта действия — героя. Вне феноменом духовной взаимодействия героя и масс (хор античной трагедии) — в пустоте мира действие героической личности теряет смысл. Не менее важно и такое обстоятельство, как санкционирование действием сопереживания права героя на ошибки и опрометчивые поступки, ведь они открывают сложность и ценность созидания нового содержания опыта. Уже в эпоху Древней Греции театр определился как источник гражданского воспитания и самосознания личности.

Определенную духовно-формирующую роль со времен античности играет также комедия («отец» которого — Аристофан). Она формирует критический подход к явлениям, что отжили свое, но претендуют на значимость. Без здоровой самоиронии ни лицо, ни общество не способны возвышаться до новых представлений о ценности жизни и преодолевать отрицательное в опыте. Именно поэтому Аристотель, уделяя огромное внимание анализу структуры и содержания трагедии, не обходит эстетику комедии и комического («Поэтика»). Выделяя и выставляя под перекрестные взгляды аудитории слабые места комедийных героев, театр оказывает очистительное действие на психические структуры зрителей, обращает их к умеренности поведения и расчетливости действий.

От античности до конца XVIII века. основным видом театра была трагедия. В ее историческом развитии ярко прослеживается эволюция образа героя и смысл его деятельности. Характерное для греческой античности героическое начало в эпоху Средневековья меняется на мученическое. Театр средних веков существует в двух основных видах, противоположных по доминирующим настроением и формами его воплощения. С одной стороны, это полу-профессиональный театр, что олицетворяет «хоровое» начало народного духа (скоморохи, жонглеры, бродячие актеры). Распространенными видами такого театра фарс, а особенно карнавал. Второй вид театра — міраклі и мистерии на религиозный сюжет о страданиях, смерти и воскресении Христа.

В XV—XVIII вв. европейское театральное искусство определяется как профессиональное, а содержание его выходит за пределы религиозных сюжетов, обогащенный секулярным опытом отношений, гражданским идеалом и активностью героя, который осознает себя субъектом морального выбора и настроен на деятельное самореализацию. С этого периода театр обогащается музыкальными разновидностями (опера, балет). В жанре драматургии предстают В. Шекспир, К. Марло (Англия), Лопе де Вега (Испания). В Италии распространяется массовый комедийный театр — дель арте, что объективирует себя в демократической форме карнавала. Во Франции расцвет театра связан с трагедиями П. Корнеля та Же. Расина и комедийными произведениями Мольера. Эстетические принципы драматургии классицизма в жанре трагедии основаны на высоких моральных движении героя.

В эпоху Просвещения театр рассматривается как важнейшее средство нравственного совершенствования личности. Эстетические принципы демократического театра обоснованные в трудах Д. Дидро и Г. Лессинга. Начиная с эпохи Просвещения, меняется вид театра: высокая трагедия уступает место мещанской драме. Исключительную героическую и трагическую личность меняет «герой», что борется за жизненное пространство для самоутверждения. Изменение типа героя приводит к сужению содержания конфликта: из космического измерения (конфликт античного героя с судьбой) он переносится в сферу личной жизни обычного человека. С одной стороны, это проявление демократизма культуры, что видит каждую человеческую личность ценна с учетом потенциальных возможностей самоосуществления. С другой стороны, искусство как бы санкционирует усередненість лица и абсолютизирует круг его повседневных интересов и забот как самоцінну человеческую жизненность. Только в трагедиях Ф. Шиллера просветительский театр сохраняет связь с классическим идеалом героя. Он — личность, что своей деятельностью создает объективные основания для масштабности конфликта.