Ни один ДВС не способен работать без системы смазки двигателя. В этом обзоре описывается назначение системы, ее неисправности и рекомендации по техническому обслуживанию.
НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
Автомобильный двигатель — это основной агрегат, приводящий в движение транспортное средство. Она состоит из сотен взаимодействующих деталей. Почти все ее элементы подвергаются сильному нагреву и воздействию сил трения.
Без надлежащей смазки https://simex-chem.ru/ любой мотор быстро выйдет из строя. Ее назначение заключается в сочетании нескольких факторов:
- Смазывайте детали, чтобы уменьшить износ их поверхности при трении;
- Охлаждать горячие детали;
- Очистите поверхность деталей от мелких сколов и нагара;
- Предотвращают окисление металлических элементов при контакте с воздухом;
- В некоторых модификациях агрегатов масло является рабочей жидкостью для регулировки гидравлических подъемников, натяжителей ремней ГРМ и других систем.
Отвод тепла и удаление посторонних частиц с элементов двигателя происходит за счет постоянной циркуляции жидкости по маслопроводу. Читайте о влиянии масла на двигатель внутреннего сгорания, а также о выборе материала для качественной смазки. в отдельной статье.
ТИПЫ СИСТЕМ СМАЗКИ
Это типы систем смазки:
- С давлением. Для этого устанавливается масляный насос. Она создает давление в маслопроводе.
- Распылительный или центробежный. Часто в этом случае создается эффект центрифуги — детали вращаются и разбрызгивают масло по всей полости механизма. Масляный туман оседает на деталях. Смазка самотеком поступает обратно в резервуар;
- Комбинированная. Чаще всего этот вид смазки используется в двигателях современных автомобилей. К некоторым компонентам двигателя внутреннего сгорания масло подается под давлением, а к некоторым — путем распыления. Причем первый способ направлен на принудительную смазку наиболее важных элементов, независимо от режима работы агрегата. Этот метод позволяет более эффективно использовать моторное масло.
Кроме того, все системы делятся на две основные категории:
- Мокрый поддон. В этих версиях масло собирается в поддоне. Масляный насос всасывает масло и прокачивает его по каналам к нужному агрегату;
- Сухой поддон. Эта система оснащена двумя насосами: один перекачивает, а другой всасывает масло, поступающее в поддон. Все масло собирается в резервуар.
Коротко о плюсах и минусах этих типов систем:
Система смазки: | Преимущества | Недостатки |
Сухой поддон | Производитель автомобилей может использовать двигатель с небольшой высотой; при движении по склонам двигатель продолжает получать надлежащую порцию охлаждающей смазки; наличие радиатора охлаждения обеспечивает лучшее охлаждение деталей двигателя внутреннего сгорания. | Стоимость мотора с такой системой во много раз дороже; больше деталей, которые могут сломаться. |
Мокрый поддон | Несколько приводов: один фильтр и один насос | В результате активной работы двигателя масло может вспениться; смазка сильно разбрызгивается, из-за чего двигатель может испытывать небольшое масляное голодание; хотя поддон находится в нижней части двигателя, масло все равно не успевает в нем остыть из-за большого объема; При движении по длинному склону не всасывает достаточное количество смазки, что может привести к перегреву двигателя. |
УСТРОЙСТВО, ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ СМАЗКИ
Классическая система имеет следующую структуру:
- Отверстие в верхней части двигателя для пополнения объема смазки;
- Поддон для сбора капель, в котором собирается все масло. В нижней части имеется пробка, предназначенная для слива масла во время замены или ремонта;
- Насос создает давление в маслопроводе;
- Щуп, позволяющий определить объем масла и его состояние;
- Маслозаборник, представленный в виде трубы, надевается на патрубок насоса. Часто она имеет мелкую сеточку для грубой очистки масла;
- Фильтр удаляет микроскопические частицы из смазки. Благодаря этому двигатель внутреннего сгорания получает высококачественную смазку;
- Датчики (температуры и давления);
- Радиатор. Она встречается во многих современных двигателях с сухим картером. Он служит для более эффективного охлаждения отработанного масла. В большинстве бюджетных автомобилей эту функцию выполняет масляный поддон;
- Перепускные клапаны. Предотвращает возврат масла в резервуар без завершения цикла смазки;
- Шоссе. В большинстве случаев он выполнен в виде пазов в картере и некоторых деталей (например, отверстий в коленчатом вале).