Ремонт головки блока цилиндров двигателя

Блок цилиндров современного автомобиля — это основа двигателя, на которую монтируются другие его составляющие: цилиндры, коленчатый вал, поддон картера, головка блока цилиндров. В современном двигателе головка блока цилиндров является сложным комплексом узлов и механизмов. Поэтому для ремонта головки блока цилиндров в Минске требуется специальное оборудование, а также едва ли не ювелирная точность работ.

Что нужно для ремонта головки блока цилиндров?

Итак, нас интересуют неисправности и ремонт блока цилиндров, а также возможен ли такой ремонт своими руками в гаражно-домашних условиях? Опытные умельцы-автолюбители однозначно отвечают, — да, ремонт головки блока цилиндров своими руками возможен. Поэтому давайте перечислим, что нам понадобится для ремонта (кроме хотя бы минимального понимания устройства блока).

Инструменты необходимые для ремонта ГБЦ

  • Оправка для запрессовки маслоотражательных колпачков;
  • Микрометр для измерения клапанов и направляющих втулок;
  • Развертка для разворачивания новых втулок;
  • Оправка для выпрессовки втулок;
  • Оправка для запрессовки втулок;
  • Приспособления для розсухарення клапанных пружин;
  • Набор зенкерів для реставрации седел клапанов;
  • Электрическая плитка для нагрева ГБЦ при дефектации и перед запресуванням втулок.
Інструменди для ремонта головки блока цилиндров

Инструменты для ремонта головки блока цилиндров (фото: belcar.net)

Как правило, практически любой ремонт головки цилиндров требует ее демонтажа. Исключения составляет, например, замена маслоз’ємних колпачков. Поэтому, прежде, чем начинать демонтаж ГБЦ подумайте о приобретении необходимого комплекта запчастей.

Если все инструменты имеются и минимальный комплект готов — можем приступать к поиску неполадок головки блока цилиндров.

Поиск неполадок головки блока цилиндров

Перед демонтажом обязательно проводим проверку взаимного положения коленчатого вала и распределительного вала по меткам. Вплоть до того, что наносим самостоятельно дополнительные метки. Для конкретных моделей авто технология демонтажа головки блока цилиндров описана в мануалах. Но особенности некоторых операций напомнить стоит:

  • болты крепления головки ослабляем с середины на 0,5-1 оборот, по очереди. Болты со внутренними шлицами предварительно очистить от нагара, иначе ключ неплотно вошел, грозит срывом и проблемами при демонтаже;
  • при демонтаже ГБЦ, если отсутствует схема подсоединения всевозможных вакуумных трубок, то необходимо зарисовать эту схему самому, предварительно нанеся соответствующие метки;
  • при снятии пружин клапанов используйте съемники для розсухарення, но никак не принцип «сильного молотка».

По сути, в ГБЦ не так уж и много основных параметров, которые нуждаются в проверке, прежде, чем вы начнете ремонт головки блока цилиндров. Поэтому давайте начнем искать типичные неисправности головки блока цилиндров.

Нижняя плоскость ГБЦ. Проверяется при помощи лекальной линейки и набора щупов. Линейка кладется по диагоналям головки на плоскости и при помощи щупа определяется толщина зазора. Если промежуток больше, чем максимально допустимый зазор в 0,05-0,06 мм, то требуется шлифовка головки блока цилиндров.

Износ опорных шеек кулачкового вала и подшипников. Все диаметры измеряются микрометром и сравниваются с максимально допустимыми показателями для той или иной модели двигателя. По результатам измерений принимается решение о виде ремонта или замены деталей. Не забываем визуально оценивать внешнее состояние поверхностей. Они не должны иметь явных признаков механических повреждений: царапин, заусенцев и так далее.

Контроль износа стержней клапанов и втулок. Делается микрометром в нескольких контрольных точках стержня по окружности. Клапан меняется, если разность диаметров превышает максимально допустимые параметры определенные производителем.

Если у вас отсутствует такой прибор, как нутромер, для определения износа направляющих втулок, то ее можно определить по люфту клапана (нового) во втулке. Как правило, втулки меняются на новые.

Износ таких деталей, как: седла, рычаги, коромысла, куркульки определяется визуально. Если фаска на клапане «провалена», но стержень в порядке, то ее обрабатывают, и клапан может быть снова использован.

Другие дефекты головки блока цилиндров также можно определять визуально. Наличие на поверхности головки блока заусенцев, зарубок устраняется шлифовкой головки блока цилиндров для устранения негерметичного соединения ГБЦ с самим блоком.

Когда все повреждения определены, можно смело приступать к ремонтным работам.