Почему мы так сильно любим викингов?

Все любят викингов

Фестиваль Midgardsblot привлекает от 5000-6000 человек со всего мира в историческое место Боррехаугене. Довольно большая часть из них — американцы. Среди настоящих могил викингов участники наслаждаются тем, что называется экстремальным металлом и фолк-музыкой, а также популярной версией living as Vikings, где когда-то жили викинги.

По словам Калвига и исследовательской группы, стоящей за проектом «Назад к крови», фестиваль является одним из многих явлений викингов в популярной культуре последних лет.Они хотят выяснить, почему викинги так популярны сегодня. И что это за прошлое викингов и скандинавов, которое принято и передается.

Проект охватывает все, от истории канала популярного шоу викингови норвежский Викинг комедия скандинавы видео игры Кредо убийцы: Валгаллу. Исследователи изучат фестивали и рынки викингов, музеи и выставки викингов, онлайн-сообщества, сообщества реконструкторов и любителей боевых искусств. Они планируют исследовать современных язычников, некоторые из которых принадлежат к религии Асатру, современной версии скандинавской мифологии. Кстати, сериал «Викинги» вы можете посмотреть на страницах vikingi-serial.xyz/6-sezon/ специализированного сайта.

“Мы увидели, что викинги и скандинавское прошлое стали популярными во всех возможных и невозможных контекстах, и мы считаем, что это стоит изучить. Откуда исходит интерес не только у нас дома, в Норвегии, но и во всем мире?” Спрашивает Кальвиг.

“То, о чем мы здесь говорим, – это довольно ограниченный период времени в географически ограниченной области, но который, очевидно, может быть использован для изучения множества различных тем, которые люди находят интересными, увлекательными и важными на разных уровнях”, — говорит профессор.

Посетители фестиваля часто приносят свои барабаны и присоединяются к барабанному бою во время церемонии открытия Midgardsblot в Борре в Вестфолде, Норвегия. Музыка часто продолжается до глубокой ночи, часто вокруг костра, который разожжен на пляже. (Фото: Линда Дж. Твейтен / Tveiten Fotografi / Midgardsblot)

Устойчивость и природа, а не насилие и терроризм

Фестиваль Midgardsblot проводится в Центре викингов Мидгард в Борре с 2015 года. Профессор Калвиг дважды участвовала в рамках своего исследовательского проекта.

“Сначала я думал, что это было довольно страшно — идти на фестиваль металла. Но мне это вполне нравится. Публика очень дружелюбная и всеохватывающая, и существует четкая политика разнообразия ”, — говорит она.

Калвиг находит очаровательным, что людей со всего мира — не имеющих никакого отношения к Норвегии или викингам вообще — привлекает этот очень маленький и особенный фестиваль.

Энн Калвиг, профессор Университета Ставангера, считает, что многих людей привлекают викинги как реакция на нынешнее кризисное состояние в мире, что люди смотрят на викингов как на возвращение к природе, вдохновение для более устойчивого образа жизни. (Фото: Аня Кристин Баккен)

“Прославление скандинавского прошлого должно привести нас к прославлению всех наших историй и идентичностей в рамках своего рода проекта общей человеческой идентичности, который, опять же, призван соединить нас с природой и с более широким контекстом человеческого бытия. По крайней мере, так я понимаю проект и намерение фестиваля ”, — говорит она.

В новостях этот позитивный взгляд на действия, вдохновленные викингами, вряд ли доминирует. Сторонники превосходства белой расы, нацисты и правые экстремисты приняли и использовали различные символы викингов и скандинавскую мифологию в террористических атаках в последние годы, вызывающих смерть и разрушения. Когда толпа сторонников Трампа штурмовала Капитолий США в начале этого года, одной из фотографий, которыми поделился весь мир, был так называемый шаман КАнон, Джейк Анджели, с символикой викингов в татуировках.

Но Калвиг и ее команда уверены, что мы чего-то не понимаем, если позволяем этому взгляду доминировать в нашем понимании популярности «Викингов». Они утверждают, что для многих людей интерес к викингам и скандинавской мифологии представляет собой возвращение к природе и более “зеленым” идеям о том, как жить.

“В нашей исследовательской группе мы определили, что переосмысление нашего отношения к природе, возвращение к нашим “корням” и поиск выхода из сегодняшнего экологического кризиса путем поиска по старым следам важны для энтузиазма людей и интереса к викингам и скандинавскому прошлому”, — пишет Калвиг в неопубликованной статье на эту тему.

Современные люди обращаются к викингам, чтобы исследовать вопросы устойчивости, идентичности и гражданства, считают исследователи, стоящие за проектом «Назад к крови».

Один современный викинг сдается

Тем не менее, то, как экстремисты используют викингов и скандинавскую мифологию, бросает тень на тех, кто пытается исследовать эти темы в более позитивном направлении.

Ранее в этом году Ингрид Галадриэль Ауне Фальх, которая принимала активное участие в реконструкции викингов в Норвегии, объявила в своем блоге под заголовком Зверь, которого я не могу контролировать, что она собирается перестать быть викингом.

После того, как она изо всех сил пыталась удалить свои фотографии с экстремистских сайтов, связав их с такими лозунгами, как «Европа для белых» и «Иммигранты возвращаются домой», и рассказала людям о разнообразии тех, кто интересуется реконструкцией викингов, она, наконец, сдалась.

“Я больше не могу утверждать, что сообщество викингов свободно от правых экстремистских взглядов. Слишком много дерьма просочилось ”, сказала она национальной телекомпании NRK (ссылка на норвежском).

Фальч рассказывает NRK, что сообщество реконструкторов значительно выросло за последние годы, как дома, так и за рубежом. Она считает, что на данный момент в Норвегии насчитывается около 30 активных групп викингов.

По словам Фальча, многие люди в сообществах викингов пытаются быть ответственными в борьбе с правым экстремизмом внутри. События отсеиваются, а люди, которых там быть не должно, увольняются. Но она считает, что необходимо более широкое обсуждение того, как норвежская культура передается общественности и туристам.

“Мы должны осознать, что наше культурное наследие и история стали политическими. Большинству людей не хватает компетентности в этом ”, — говорит она.

Но она сама устала защищаться.

“Меня относят к той же категории, что и экстремистов. Я устала от этого ”, — говорит она NRK.

Это одно из изображений, которое Ингрид Галадриэль Ауне Фальч украла из Интернета и использовала в сочетании с антииммигрантскими и националистическими лозунгами. (Фото: Частное)

Выступая против неверных толкований

Степень, в которой правые активисты принимают и используют элементы викингов и скандинавской мифологии, даже привела к своего рода языческой «фетве». Декларация 127 от 2017 года была подписана 180 языческими организациями со всего мира на основе 127-го стихотворения древнескандинавской поэмы «Хавамал».:

“Когда вы видите злодеяния, выступайте против них и не давайте своим врагам жару”.

“Реакция прогрессивных групп Асатру заключается в том, чтобы осудить расизм и фашизм, в то же время очень четко обозначив свою собственную позицию в отношении защиты прав ЛГБТ, поддержки Black Lives Matter, равенства и борьбы с дискриминацией”, — говорит исследователь Джейн Скьолдли.

В рамках исследовательской группы ее проект заключается в анализе представлений викингов в популярной культуре и интервью с религиозными группами, такими как Асатру и другими современными язычниками, об их взглядах на эти культурные продукты и события.