ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Культура поведения-совокупность форм ежедневного поведения человека (в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения не бывает вне культурой общения, и наоборот. Речевой этикет-важнейший компонент национальной культуры. В языке, речевой поведении, устойчивых формулах (стереотипах) сформировался богатый народный опыт, неповторимость обычаев.

Основные правила ведения речи.

Для разных видов речевой деятельности общество формирует определенные правила их осуществления. Правила ведения речи, этикет речи, делятся на правила для говорящего и слушателя. Выделим, прежде всего, правила для говорящего:

Доброжелательное отношение к собеседнику, уважение к адресату.

Необходимо проявлять уместную в данной ситуации вежливость (учитывать пол, возраст, служебный или общественный статус и тому подобное). Надо снимать излишнюю категоричность.

Вещателю не рекомендуется ставить в центр внимания свое «я», навязывать свои мнения и оценку событий.

Необходимым для говорящего обособление собственного «я» слушателя в центр внимания.

Вещателю надо уметь выбирать тему для разговора, уместную в любой ситуации, которая является интересной, понятной партнеру.

Говорящий должен следить за логикой развертывания текста, за тем, чтобы выводы не протирічили замыслу беседы.

Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего — ограничены.

Вещателю необходимо постоянно отбирать языковые средства в соответствии с выбранной тональности текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность ситуации.

Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, воспринимает жесты, мимику, позы, общую манеру держаться при разговоре и культуру поведения.

Правила для слушателя

Необходимо прервать дела и внимательно выслушать говорящего.

Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему, быть тактичным.

Стараться не перебивать говорящего, не вставлять неуместных замечаний, не переводить собственное слушание говорение.

Слушая, надо перевести в центр внимания говорящего и его интересы.

Необходимо уметь вовремя оценить речь собеседника, например на сайте ищу друзей, согласиться или не согласиться с ним, ответить на вопросы.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Основные правила общения:

  • 1. Во время разговора с другими людьми старайся быть вежливым.
  • 2. Уважай собеседника, будь внимательным, доброжелательным.
  • 3. Внимательно слушай того, с кем говоришь, не перебивай его без прощения.
  • 4. Общаясь с другими старайся не проявлять своего плохого настроения.
  • 5. Не говори без нужды громко, не употребляй грубых слов.
  • 6. Во время разговора не выкрикивай, не размахивай руками.
  • 1) Определение общения

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальным и невербальным актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения — информация, что в межиндивидуальних контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, естетических и многих других потребностей.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

1. Понятие об общении

Понятие общения является чрезвычайно широким и включает в себя различные аспекты.

Общение — это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникающая на основе потребностей и совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого; во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимые изменения состояния, поведения партнера.

В общем смысле общение выступает как форма жизнедеятельности.

Общение выполняет целый ряд различных функций:

  • 1. Коммуникативная функция — связь человека с миром во всех формах деятельности.
  • 2. Информационная функция проявляется в отражении средств окружающего мира. Она осуществляется благодаря основным познавательным процессам. В процессе общения обеспечивается получение, хранение и передача информации.
  • 3. Когнитивная функция заключается в осознании воспринятых значений благодаря мышлению, восприятию, фантазии. Эта функция связана с субъективными характеристиками партнеров, с особенностями их стремление к взаимопознания, к необходимости раскрыть психологические качества личности.
  • 4. Емотивна функция заключается в переживании человеком своих отношений с окружающим миром. В процессе общения эти переживания вторично отражаются в виде взаимоотношений: симпатии — антипатии, любви — ненависти, конфликта — согласия далее. Данные взаимоотношения определяют социально-психологический фон взаимодействия.
  • 5. Конативна функция связана с индивидуальными стремлениями человека к тем или иным объектам, которые выступают в форме побуджувальних сил. Благодаря этой функции отношения реализуются в конкретном поведении.
  • 6. Креативная функция связана с творческим преобразованием действительности.
  • 2. Виды общения

Виды общения в психологической литературе подразделяются на основании различных признаков.

1. По содержанию общение может быть материальным, когнитивным, кондиционным, мотивационным, деятельными.

Материальное общение — это обмен предметами и продуктами деятельности. При материальном общении субъекты осуществляют обмен продуктами своей деятельности, которые выступают средством удовлетворения потребностей.

Когнитивное общение — это обмен знаниями (например, в ходе учебного процесса).

Кондиционное общение — это обмен психическими и физиологическими состояниями, то есть определенное влияние на психические состояния другого (например, испортить настроение партнеру).

Мотивационное общение — это обмен целями, потребностями, интересами. Такое общение направлено на передачу другому определенных установок или готовности действовать определенным образом.

Діяльнісне общение — это обмен действиями, навыками, умениями и тому подобное.

2. По целям общение можно разделить на биологическое и социальное. Биологическое общение необходимо для поддержания и развития организма (связанное с удовлетворением биологических потребностей).

Социальное общение удовлетворяет ряд социальных потребностей личности (например, потребность в межличностных контактах).

3. В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов (руки, голосовые связки, голова и т. п), без помощи посторонних предметов.

Косвенное общение характеризуется использованием специальных средств: природные предметы (камень, палка и и др.) и культурные (знаковые системы).

Прямое общение заключается в личностных контактах и непосредственном восприятии друг друга (например, разговор двух друзей).

Косвенное общение предполагает наличие посредников, которыми могут выступать другие люди (например, при переговорах между разными группами).

4. В зависимости от направления общение может быть деловым и личностным, инструментальным и целевым.

Деловое общение — это общение на официальном уровне и его содержанием является то, чем заняты люди в процессе трудовой деятельности.

Личностное общение сосредоточено на проблемах, которые составляют внутренний мир людей.

Инструментальное общение-это средство для удовлетворения различных потребностей.

Целевое общение служит средством удовлетворения именно потребности в общении.

5. Выделяют вербальное и невербальное общение.

Вербальное общение-это общение посредством языка.

Невербальное общение-общение при помощи мимики, жестов, пантоміміки.

  • 6. В зависимости от субъектов общения может быть міжіндивідним (то есть общения между отдельными индивидами), індивідно-групповым (общение между индивидом и группой) и міжгруповим (между группами).
  • 7. По продолжительности выделяют кратковременное и длительное общение, законченное и незаконченное.
  • 3. Средства общения

Все средства общения делятся на вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика).