Рынок мебели https://www.formula-su.ru/katalog/Classic/ демонстрирует положительный рост и в большей степени это обусловлено увеличением объемов внутреннего производства. Одной из главных тенденцией на сегодняшний день является ориентация в основном покупателей на мебель украинских производителей, что отражает факт повышения доверия потребителя к отечественной продукции. Рост доли продаж в среднем и нижнем ценовых сегментах и отказ большинства потребителей от покупки импортной мебели связано, в первую очередь, со снижением покупательской способности населения и ориентацией большинства производителей мебели на запросы внутреннего рынка.
Тенденции развития
Эксперты мебельного рынка выделяют следующие тенденции его развития в 2020 году:
- наиболее активными темпами развивается производство домашней мебели, при этом, в эконом-сегменте лидирующие позиции по продажам занимают именно украинские производители;
- быстрыми темпами развивается изготовление офисной мебели, чему способствует рост популярности использования дизайна офисных помещений;
- появление мультибрендовых гипермаркетов мебели;
- активный рост популярности онлайн-продаж среди большинства производителей;
- переориентация отечественных производителей от однотипных мебели на создание уникальных предложений.
- До основных сдерживающих факторов развития производства мебели эксперты относят:
- повышение стоимости сырья и комплектующих;
- нехватка квалифицированных кадров;
- рост доли нереализованной продукции;
- дополнительные расходы в виде затрат на хранение и логистику;
- нехватка финансовых и кредитных ресурсов, а также отсутствие инвестиций.
Согласно данным государственной службы статистики, в период 2013-2017 гг. производство мебели характеризовалось нестабильной динамикой. Показатели объемов реализации мебели в натуральном выражении имели тенденцию к сокращению, при этом в денежном выражении, начиная с 2016 года, наблюдается некоторый рост, что свидетельствует скорее о влияние фактора роста цен на мебель.
Основываясь на данные объемов производства, экспорта и импорта, можно говорить о том, что после кризиса 2015 года, темпы роста объема внутреннего рынка в период 2016-2017 гг. увеличивались в среднем на 15% ежегодно (рис 1).
Импорт мебели до начала 2018 г составил 257009,1 тыс. долл. США, что на 43% меньше, чем в 2013 г Объем экспорта мебели значительно превысил импорт и до начала 2018 г составил 542322,6 тыс.долл. США, что на 36,5% больше, чем в 2015 г При этом темпы объемов экспорта, по отношению к 2016 г, снизились на 11%. На состояние экспорта существенно повлияла политическая ситуация в стране, что подтолкнуло производителей изменить географию стран-импортеров украинской мебели, и увеличить поток экспорта в страны ЕС.
Максимальные объемы продаж мебели в 2017 г приходятся на Одесскую, Днепропетровскую, Львовскую, Харьковскую, Киевскую области и город Киев (около 64,2%). Спрос на мебель в Киеве выше, чем в других городах, поскольку 60% всех новостроек Украины расположены именно в столице.
В структуре мебельного рынка наибольшую долю занимают сегмент мебели для столовых и гостиных, а также кухонная мебель.
В целом, мебель для дома на 48% состоят из корпусной мебели. На мягкую мебель приходится 29% от общего объема, кухонная — 25%.
Спрос на мебель для бизнеса зависит от роста существующих предприятий и открытие новых. Нужно отметить, что в период 2013-2017 гг. количество субъектов хозяйствования в Украине увеличилось на 8,3%, что в основном произошло за счет роста количества мелких предпринимателей. Также производство мебели для офиса в 2017 г увеличилась на 6,3%, по сравнению с 2016 г, а мебель для предприятий торговли — на 52%. Это свидетельствует о заинтересованности украинского бизнеса в использовании мебели отечественного производства.
Существенным фактором, оказывающим значительное влияние на уровень спроса на мебельном рынке, являются модные тенденции и мировые тренды. Одной из глобальных тенденций мебельной отрасли является увеличение спроса на домашние кабинеты, библиотеки, столы, стеллажи и шкафы, что связано с увеличением количества людей, которые работают удаленно. Аналитики прогнозируют на 5-7% рост объема мировых продаж сегмента мебели для домашнего офиса до 2019 года.
Другой глобальной тенденцией мебельной отрасли есть тренды в развитии рынка недвижимости (небольшие квартиры) и демографические тенденции (небольшие семьи из 2-3 человек). Вследствие этого, отмечается рост уровня спроса на многофункциональные, трансформируемые мебель небольших размеров.
По мнению аналитиков рынка, к 2019 году онлайн продажи мебели вырастут до 17-20%. Уже сегодня мебельные компании стремятся наладить сервис, что позволяет производить доставку и сборку мебели при покупке через интернет в день оформления заказа.
Еще один мировой тренд — рост продаж в сегменте роскошной мебели, как для дома, так и для офиса), крупнейшим рынком которой является европейский.
Также стоит отметить растущий мировой спрос на экологически чистую мебель, не смотря на то, что ее себестоимость выше, чем у обычных.
В структуре себестоимости мебели главными составляющими являются сырье и материалы, а также затраты на разработку и внедрение моделей, заработную плату, энергетические ресурсы, логистику, рекламу и накладные расходы.
Проблемы отрасли
Основным рынком, который влияет на производство мебели и деревянных декоративных комплектующих, есть рынок обработка древесины и производство изделий из дерева. К основным проблемам деревообрабатывающей отрасли аналитики относят сокращение заготовки леса в Украине (на 2,5% в 2017 г) и рост цен на основные виды необработанной древесины. По данным Украинской универсальной биржи, стоимость фанерного сырья из ольхи колебалась от 1260 грн. / М3 до 1320 грн. / М3, а из березы — от 1280 грн. / М3 до 1400 грн. / М3. Сырье для древесностружечных плит из сосны продается по 380-500 грн. / М3, а из березы по 460-470 грн. / М3.
По мнению экспертов, в ближайшее время ожидаются перебои в поставках пиломатериалов и другой продукции из дерева, что обусловлено отсутствием эффективной организации закупки необработанной древесины на аукционных торгах.
Существенную роль в развитии украинского мебельного рынка имеет рынок недвижимости. Согласно данным Государственной службы статистики, в Украине показатель ввода жилья в эксплуатацию в 2017 г вырос на 9% по сравнению с 2016 г и составил 10,2 миллиона м2. Между ростом недвижимости и производством мебели существует прямая связь, поэтому следует также ожидать повышение спроса на мебель для жилых домов, так и на мебель для бизнеса.
С темпами роста строительства связано увеличение спроса на дизайнерские услуги. Наиболее емким сегментом является рынок услуг по проектированию и дизайну интерьера жилых домов и общественной среды. Особенностью этого рынка является то, что профессиональные контакты между дизайнером, клиентом и исполнителем осуществляется путем так называемого «сарафанного радио», по рекомендации родственников или знакомых.
На украинском рынке услуги по проектированию и дизайну интерьера осуществляют дизайн-студии или частные дизайнеры. Многие из них оказывают комплекс услуг, начиная от архитектурного проектирования до декорирования, проектирования мебели и ландшафтного дизайна, при этом существует мнение о слабый эстетический уровень основной массы дизайнеров.
Важным направлением развития рынка дизайнерских услуг в Украине является установление партнерских связей между дизайнерами и компаниями, предоставляющими услуги по производству мебели. При этом характерной чертой является региональная специфика работ, а также самих клиентов. Разброс цен на одни и те же услуги достаточно большой.
Сегодня в Украине насчитывается более 3 тысяч компаний-производителей мебели. Среди них: крупные мебельные фабрики, изготовляющие мебель серийно, средние предприятия, работающие по индивидуальным заказам и мелкие, среди которых около 30% — микропредприятия. Крупные производители имеют более качественное оборудование, что обеспечивает им большие, по сравнению со средними и малыми предприятиями, объемы производства. При этом крупные производители имеют меньшую производственную гибкость и не могут быстро реагировать на изменение вкусов, стилей и дизайнерских трендов. В меньшей степени такие производители могут удовлетворять индивидуальные запросы, что с успехом осуществляют средние и малые субъекты хозяйствования мебельной отрасли.
Для выхода в более дорогой сегмент элитной мебели некоторые украинские производители собирают изделия, используя импортные комплектующие, что, соответственно, отражается на цене.