Научная фантастика (также sf, SF, или научная фантастика — это широкий жанр художественной литературы, который часто предполагает рассуждения, основанные на современной или будущей науке или технике. Научная фантастика встречается в средствах массовой информации столь же разнообразными, как литература, искусство, комиксы, радио, телевидение, фильмы, видеоигры, настольные игры, ролевые игры и театр.
Научно-фантастические книги, журналы, фильмы, телевидение, игровые и фанатичные материалы
Научная фантастика является частью, и в организационных или маркетинговых контекстах может быть синонимом более широкого определения спекулятивной фантастики. Спекулятивная художественная литература — категория, которая охватывает творческие произведения, содержащие образные элементы, не найденные в современной действительности; сюда входит научная фантастика, фэнтези, ужас и родственные жанры.1
Научная фантастика часто включает один или несколько из следующих элементов:
- Настройки в будущем или в альтернативной временной линии.
- Настройки в космосе или с участием пришельцев или неизвестных цивилизаций.
- Открытие или применения новых научных принципов, таких как путешествие во времени или новых технологий, таких как нанотехнология, путешествие быстрее, чем легкий, или работы.
- Политические или социальные системы отличаются от известных настоящего или прошлого.
Исследования последствий таких отличий является традиционной целью научной https://primpress.ru/article/71050 фантастики, делая ее «литературой идей».
Что такое фантастика?
Научную фантастику трудно определить, поскольку она включает широкий спектр поджанров и тем. Автор и редактор Дэймон Найт заключил трудности, заявив, что «научная фантастика — это то, на что мы указываем, когда говорим это».3 Владимир Набоков утверждал, что люди строги со своими определениями, пьесе Шекспира Буря придется называть научной фантастикой.4
По словам писателя УФ Роберта Хайнлайна, «удобное краткое определение почти всей фантастики может быть прочитано: реалистичные спекуляции относительно возможных будущих событий, основываясь на адекватных знаниях реального мира, прошлого и настоящего и на глубоком понимании характер и значение научного метода «.5 Высказанное определение Рода Серлінга — «фантазия невозможна, вероятно. Научная фантастика — это невозможно.»6
Форрест Дж. Акерман публично использовал термин «научная фантастика» в UCLA в 1954 году,7 хотя Роберт А. Хайнлайн использовал в частной переписке шестью годами ранее.8 Когда научная фантастика вошла в популярную культуру, писатели и поклонники, действовавших на местах, стали связывать этот термин с низькобюджетними, низькотехнологічними «B-фильмами» и с низкокачественной научно-фантастической целлюлозным фантастикой.91011 До 1970-х годов такие критики, как Терри Карр и Дэймон Найт, использовали «научную фантастику», чтобы отличить хакерскую работу от серьезной научной фантастики,12 и примерно в 1978 году Сьюзен Вуд и другие ввели произношение «скиффі». Питер Николлс пишет, что «SF» (или «sf») является «лучшей аббревиатурой в сообществе писателей и читателей».13 Ежемесячный фанзин Дэвида Ленгфорда Ответственный включает регулярный раздел «Как другие видят нас», который предлагает многочисленные примеры «научно-фантастического» использование в пейоративному смысле людьми вне жанром.14
Смежные жанры и піджанри
Авторы и режиссеры черпают широкий спектр идей, но отделы маркетинга и литературоведы стремятся разделить такие литературные и кинематографические произведения на разные категории, или «жанры» и піджанри.15 Это не простые голуби; произведения могут пересекаться на два или более загальновизначених жанров, тогда как другие находятся за общими пределами, как вне, так и между категориями, а категории и жанры, которые используются на массовых рынках и литературоведении, значительно отличаются.
Спекулятивная выдумка, фантастика и ужас
Более широкая категория спекулятивной фантастики16 включает научную фантастику, фэнтези, альтернативные истории (которые могут не иметь конкретного научного или футуристического компонента) и даже литературные истории, содержащие фантастические элементы, например, произведение Хорхе Луиса Борхеса или Джона Барта. Для некоторых редакторов магический реализм считается в рамках широкого определения спекулятивной выдумки.17
Фантазия тесно связана с научной фантастикой, и многие писатели, в частности, Роберт А. Хайнлайн, Пол Андерсон, Ларри Нивен, Ч.Д. Черріх, Джек Вэнс и Лоис МакМастер Байольд работали в обоих жанрах, а такие авторы, как Энн Маккаффрі и Марион Зиммер Брэдли написали произведения, которые, кажется, размывают границу между двумя родственными жанрами.18 Профессиональная организация авторов SFWA — это «Писатели научной фантастики и фэнтези Америки».19 Конвенции SF конечно программирования на темы фэнтези,2021 и такие фантастические авторы, как Дж. Кол. Роулинг и Дж. Г. Г. Толкин (в экранизации) получили наивысшую дань в области научной фантастики — премии Хьюго.22 Некоторые работы показывают, насколько сложно провести четкие границы между піджанрами, например, в рассказе Ларри Нивена «Волшебные отходы» трактуют магию как просто еще одну силу природы и подчиняются естественным законам, которые напоминают и частично перекрывают те, которые касаются физики.
Однако большинство авторов и читателей делают разницу между фантазией и СФ. Вообще, научная фантастика — это литература вещей, которые когда-то могут быть возможными, а фантазия — это литература вещей, которые по своей сути невозможны.6 Магия и мифология — популярные темы в фэнтези.23
Общепринятое видеть рассказа, описаны как фактически научная фантастика, но «с элементами фантазии». Термин «научная фантазия» иногда используется для описания такого материала.24
Художественная литература — это литература неестественного и сверхъестественного с целью неспокоювати или пугать читателя, иногда с графическим насилием. Исторически он также был известен как «странная выдумка». Он обычно касается природы зла, психологического, технологического и фантастического. Насморк и сверхъестественные существа, такие как вампиры и зомби — популярные мотивы ужасов. Классические произведения, как Франкенштейн и Дракула и произведения Эдгара Аллана По и помогли определить жанр,25 и сегодня это одна из самых популярных категорий фильмов.26 Ужас переплетается как с фантазией («Темная фантазия»), так и с научной фантастикой, последняя, в частности, видит свой генезис с удивительной фантастикой Х.П. Lovecraft.
Смежные жанры
Произведения, в которых наука и техника является доминирующей темой, но основанные на современной действительности, можно считать мейнстрим-фантастикой. Значительная часть жанра триллеров будет включена, например, романы Тома Клансі или Майкла Кріхтона, или фильмы о Джеймсе Бонде.27
Модернистские произведения таких писателей, как Курт Воннегут, Филлип К. Дик и Станислав Лем были сосредоточены на спекулятивном или экзистенциальном взглядах на современную реальность и находятся на грани между СФ и мейнстримом.28
По словам Роберта Дж. Сойера, «Научная фантастика и тайна имеют много общего. Оба приносят интеллектуальный процесс разгадывания головоломки, и оба требуют, чтобы истории были правдоподобными и зависели от того, как дела действительно работают».29 Исаак Асімов, Энтони Бучер, Уолтер Мозеле и другие писатели содержат элементы тайны в своей научной фантастике, и наоборот.