Медицина Китая

В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг.к н.е.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. к н.э.), в Китае существовал запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. к н.е., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Нэй-цзин» может считаться поэтому самой древней в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.

При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи семисот лет назад.

Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.е., использовал для анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.е.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который выразил основополагающее и обширное обучение в области медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков. Подробнее про печень в китайской медицине читайте на страницах нашего специализированного сайта.

Другой значительной вехой в истории китайской медицины является Ли шичжень в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му».

В целом до нас дійшле более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.

Значительное место в китайской медицине всегда занимала превентивная медицина. Идея предотвращения болезней стояла в самом начале врачебного наследства Древнего Китая, дошел до нас. Так, например, содержанием одного из диалогов в первой главе книги «Нэй-Цзин» является вопрос о том, как человек может сохранять свое здоровье. По этой причине гигиенические мероприятия и борьба с паразитами постоянно выполняли важную роль в китайской истории. В период Танской династии (618-907 гг. н.е.) китайским врачам уже было известно, что проказа является инфекционной болезнью, и больные изолировались от здоровых людей. Предохранительные прививки против оспы были проведены впервые не английским врачом Дженнером (1749-1823), как считают на Западе. Протівооспенная прививка была открыта в Китае и впервые использована здесь приблизительно в одиннадцатом столетии, причем сыворотка, взятая у больных оспой, вводилась здоровым людям в целях профилактики. Китайская книга «Новая книга о прививках против оспы» (Чжун-тоу Хын-жу), новаторский труд в области иммунологии, была известна в XVI веке в некоторых странах Европы и Азии.

И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. к н.е.) и Хань (206 г. к н.э — 220 г. н.е.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Китайская книга, имевшая нормативное значение, по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.

Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался упадок традиционной медицины в Китае.

Господствующая верхушка страны начала отдавать предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в упадок. Дело дошло до настоящего подавления китайской медицины при гоміндановськом правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло ей снова мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее китайской медицины заключается в соединении традиционной китайской и современной западной методик.

Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. к н.е.) до династии Чжоу (1066-1221 гг. к н.е.) различия существовали между дієтологією (Инь-ян-и), лечебной медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией (Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг) до династии Сун (960-1279 гг) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных направлений:

1. Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).

2. Общая медицина (Цзэ-и).

3. Педиатрия (Хао-фэн-май).

4. Лечение параличей (Фэн-га).

5. Гинекология (Фу-гэ).

6. Офтальмология (Ян-гэ).

7. Стоматология (Гоу-ци).

8. Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).

9. Ортопедия (Чжен-гу).

10. Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).

11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура (Чжень-цзю).

В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингологія, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.

Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются в соответствии с показаниями в различных областях медицины:

1.Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).

2. Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).

3. Банки (Хуа-гуань).

4. Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).

5. Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа) (Шуй-лао).

6. Бальнеотерапия (Ю-фа).

7. Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).

8. Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).

9. Грязи (Ни-лео).

10. Лечебная гимнастика (Дао-инь).

11. Массаж (Дуй-на).

12. Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).

13. Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей) (Ни-жи).

14. Надрезы кожи (Га-чжи).

Различные методы находят в настоящее время в Китае разнообразное применение во врачебной практике и по возможности совершенствуются.

В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:

1. Рассмотрение человека как единая целая (Чжэн-ди).

2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов (Бинь-чжэн)*.

Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, являются разными аспектами единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги «Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха), определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».

А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».

При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина предоставляет профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад, находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь». Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)». К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.

Целостный подход к анализу явлений

Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на двух факторах:

1. Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единый целый.

2. Признания целостности взаимоотношения между человеком и природой.