Кредитные карты

Усиление общественного характера производства привело к значительному распространению кредитных денег и постепенного уменьшения роли золота. Одновременно происходил процесс развития самих кредитных денег. Наиболее полно он проявился с возникновением кредитных карт, которые не меняют природы кредитных денег, но позволяют на основе достижений науки и техники получить персонифицированную форму кредитных денег. Кредитные карточки выполняют некоторые функции денег и в определенных пределах могут быть использованы как в безналичном, так и в наличном денежном обращении.

Предназначение кредитных карт в целом сводится к тому, что их владелец, как правило, в пределах определенного лимита, может воспользоваться кредитом при покупке товаров и оплаты услуг. Кстати, онлайн заявка на кредитную карту Kviku вы можете оставить на страницах нашего специализированного сайта.

Кредитные карты не становятся новой формой кредитных денег. Это только новая техническая форма кредитных денег. Но она приводит к существенным изменениям в возможностях использования кредитных денег. Эти изменения таковы:

  • — Кредитные карты сняли нижнюю границу использования кредитных денег (вексель и чек), которая определялась тем, что эти деньги обслуживали преимущественно большие по размеру соглашения. Розничный товарооборот оставался в целом вне сферы их действия. Кредитные же карты уже с самого начала своего существования были нацелены на обслуживание розничного товарооборота. С их помощью можно, например, рассчитаться за телефонный разговор, купить билет на электричку, поезд и тому подобное.
  • — Кредитные карты позволяют не только получить кредит в безналичной, но одновременно и в наличной форме.

Первые кредитные карточки, а сейчас это пластиковый прямоугольник стандартного размера (86 х 54 мм), появились в 1951 г. в США. Пионером в их выпуска стала фирма »Дайнерс клаб» (Diners clab). Три предприниматели — Макнамара, Снайдер и Блумингдейл организовали в Нью-Йорке компанию по выпуску кредитных карт для посетителей нью-йоркских ресторанов. Кредитные карты этого объединения ресторанов (в переводе Dinners clab— это »Обеденный клуб»), оказались наиболее популярными. Они выдавались клиентам с хорошей репутацией. Последние обедали в ресторанах Нью — Йорка, а те передавали копии счетов в Дайнерс клаб, который, в свою очередь, выставлял клиентам общий счет. Правда, пионером применения кредитных карточек фирму »Дайнерс клаб» можно назвать только с определенной оговоркой. Первые попытки выдавать кредитные карточки было сделано еще в 1914 г. некоторыми крупными магазинами США, но карточки »Дайнерс клаб» оказались наиболее удачным и заметным экспериментом.

Довольно быстро к этому делу подключились коммерческие банки и уже в конце 1950-х начале 1960-х годов в США было создано первую общенациональную систему »Нешнел америкэн бэнк», которая вскоре вышла за пределы страны и начала действовать в международном масштабе. В 1977 г. она получила название »Виза интернешнл». Сегодня »Visa International» насчитывает 464 млн клиентов во всем мире. С ней сотрудничают 280 тыс. банков.

В конце 1960-х годов в США возникает еще одна общенациональная система кредитных карт, получившая название »Інтербенк кард ассоунейшн», что тоже быстро выходит на международный уровень. Кредитные карты этой системы называются »Мастер-кард».

Рынок кредитных карт оказался высокодоходным и поэтому вслед за США на этот рынок вышли европейские и японские конкуренты. Созданное в Японии Бюро кредитных карточек стало выпускать карты под названием »Джи-си-би», что также начали быстро распространяться в мире. Сейчас крупнейший сектор мирового рынка кредитных карт (около 50 %) занимает »Виза», на »Евро-кард» (»Мастер-кард») приходится примерно 30 %.

При всем огромном многообразии кредитных карточек их все же можно определенным образом классифицировать. Прежде всего, конечно, выделяют так называемые возобновляемые кредитные карточки. Они позволяют в процессе определенного лимита пользоваться кредитом на протяжении месяца. В основном эти карты используются для расчетов в магазинах, отелях, ресторанах, парикмахерских и тому подобное. В конце месяца задолженность погашается, а карта восстанавливается. Распространенность таких карточек связано с удобствами для клиента (потому что ему не нужно снова тратить время и оформлять новую карту) и для банка, который в этом случае уменьшает свои расходы на переоформление кредитных карт.

Другой вид карточки — одномесячные. их главная особенность в том, что по ним лимит не устанавливается, но в конце месяца вся сумма кредита должна быть погашена. Такие карты чаще всего используют для обслуживания в туристическом бизнесе.

Отдельные фирмы для своих служащих выпускают кредитные карточки, которые используются исключительно в рамках фирмы. Они получили название фирменных. их преимущество для клиента заключается в том, что он может приобрести товары без торговой надбавки, а часто это удобно и потому, что эти товары он покупает по месту своей работы. Для фирмы это выгодно тем, что она, по сути, усиливает свои возможности в решении такой сложной проблемы, как реализация продукции.