КОГДА И КАК ДЖИНСЫ СТАЛИ ПОПУЛЯРНЫМИ

Джинсы, без сомнения, являются одним из самых распространенных предметов одежды на Земле: миллионы пар шьются, продаются и обертываются вокруг задниц людей, следящих за стилем, каждый божий день. Но почему джинсы так популярны и с какой целью они были впервые изготовлены?

Прежде чем мы ответим на этот вопрос, для нас важно сначала точно определить, что мы имеем в виду, когда говорим “джинсы”, потому что за последние несколько сотен лет контекст этого слова изменился. Как подробно описано в Fashion Enyclopedia, термин “джинсы” существует с 1600-х годов, когда он использовался как универсальный термин для описания “грубой одежды, которую носят рабочие мужчины”. Поскольку ткань, используемая для изготовления этой одежды, часто поступала из региона Генуя в Италии, ее обычно называли “джинсовой”. Ткачи из района Ним во Франции пытались воспроизвести эту ткань, и в конечном итоге она стала известна как “деним», что является искажением слова “de Nimes» (от Nimes). Круто, да?

Так что же отличает современные джинсы оптом от рабочих брюк, которые были на ногах рабочих 16го века? Ну, ключевое отличие заключается в том, как современные джинсы скрепляются — заклепками. Если вы в настоящее время носите джинсы, что статистически вполне вероятно, вы можете заметить, что они скреплены в ключевых точках небольшими заклепками. (Вы также можете заметить, что на вашей молнии есть буквы “YKK”, и если вам интересно почему, мы рассмотрели это в другой статье). Эти заклепки — относительно новое дополнение к джинсам, и именно они являются причиной легендарной долговечности одежды.

Вопреки тому, что вы могли подумать, в отличие от рисунка строчек, часто встречающегося на задних карманах, заклепки не просто для виду, они стратегически расположены в тех местах, где одежда подвергается наибольшей нагрузке, например, в карманах и (иногда) на молнии (эй-о!).

Идея использовать металлические заклепки для усиления строчки рабочих брюк принадлежит Джейкобу Дэвису, латышу по происхождению, который жил в Неваде в качестве коммивояжера в 19-м веке. Дэвис зарабатывал на жизнь продажей одежды и предметов первой необходимости многим шахтерам и рабочим, которые называли этот район своим домом. Легенда гласит, что жена шахтера (некоторые источники утверждают, что лесоруба) пришла к Дэвису с жалобами на то, что он часто отрывает карманы от своих рабочих брюк, и умоляла его найти способ укрепить их. Легенда гласит, что Дэвис черпал вдохновение в лошадином седле в своем магазине и придумал оригинальную идею укрепить карманы и другие области металлическими заклепками.

К сожалению, точные подробности, связанные с изобретением первой пары джинсов в том виде, в каком мы понимаем их сегодня, скорее всего, никогда не будут известны, поэтому нам остается только вышеупомянутая легенда. Но, по крайней мере, кажется достаточно правдоподобным, что Дэвис, вероятно, позаимствовал идею у клиента или клиентов, у которых были проблемы с порванными брюками, поэтому он придумал решение.

Что мы знаем наверняка, так это то, что “рабочие брюки с заклепками” Дэвиса пользовались огромным успехом у местных жителей и что потребовалось совсем немного времени, чтобы спрос значительно превысил и без того скудное предложение. Осознав, что он наткнулся на золотую жилу, потенциально более прибыльную, чем настоящие золотые прииски, на которых работали его клиенты, Дэвис, по понятным причинам, стал очень параноидальным из-за того, что кто-то украл его идею, и он попытался запатентовать ее. Однако, несмотря на его краткосрочный успех, у него просто не хватило денег, чтобы сделать это самому, всего за 68 долларов (около 1300 долларов сегодня). Итак, он обратился к человеку, чье имя со временем стало синонимом этого продукта, Levi Strauss.

Штраус, как и Дэвис, был коренным европейцем (родом из Баварии), который отправился в Штаты, чтобы попытаться сколотить состояние. Пара познакомилась через галантерейный магазин Strauss, который, помимо прочего, снабжал Дэвиса материалом, необходимым для изготовления брюк с заклепками. После краткого обмена письмами с неправильным написанием (“Секрет этих складок — заклепки, которые я вставляю в эти карманы… Я не могу их зашить достаточно быстро…Мои коллеги радуются этому успеху …”), двое мужчин встретились и на деньги Штрауса смогли успешно подать заявку на патент на свои брюки с заклепками в 1873 году. В том же году пара начала массовое производство брюк.

Любопытно, что, когда пара впервые начала производить джинсы, они продавали две разновидности: синий деним, который сегодня можно найти на полке любого магазина одежды, и пару из ткани, не отличающейся от холста, известной как “утиный хлопок” (часто также используемый Дэвисом для изготовления палаток и чехлов для фургонов). Первые оказались гораздо более популярными, чем вторые, и вскоре стали единственным видом джинсов, который продавала компания.

Причина, по которой деним оказался намного популярнее утиного хлопка, двоякая. Во-первых, деним с возрастом становится мягче (в отличие от хлопчатобумажной ткани, из-за которой практически всегда будет казаться, что на вас надет чехол для универсала), что является привлекательным качеством предмета одежды, который вы должны носить каждый день. И, во-вторых, потому, что они выглядели лучше. Изначально джинсы окрашивали в синий цвет отчасти потому, что краска индиго была дешевой и легко доступной в больших количествах в Америке, но также потому, что краска была достаточно темной, чтобы легко скрывать пятна. Кроме того, краситель в небольшом количестве, необходимом для каждой джинсы, в сочетании с тканью джинсовой ткани не будет просачиваться через джинсовую ткань на другую сторону. Это означало, что риск того, что краска испачкает ваши ноги, практически равен нулю, что, опять же, является желательным качеством предмета одежды, в котором вы будете потеть ежедневно.

Тот факт, что краска окрашивает только внешнюю сторону джинсов, также означает, что с возрастом они постепенно выцветают, поскольку краска неизбежно стирается. Это оказалось еще одним очень желательным качеством одежды, которое по-прежнему популярно сегодня, и многие даже предпочитают покупать выцветшие варианты.

Итак, как мир брюк с заклепками превратился из исключительного достояния ковбоев в моду для всех, от потных хипстеров до крутых бабушек и дедушек? Что ж, это зависит от множества факторов. Первым и, вероятно, самым значительным событием, произошедшим с миром брюк с заклепками, стал истечение срока действия патента Levi’s в 1908 году, что дало десяткам подражателей шанс наводнить рынок подделками. Вторым фактором, вероятно, была латинизация «ковбойского образа жизни”. Хотя поначалу глубоко укоренившаяся ассоциация с работниками физического труда и сельскими жителями отвратила более состоятельных людей от идеи носить джинсы, со временем привлекательность ношения чего-то столь типично американского начала набирать обороты, достигнув кульминации в “повальном увлечении пижонскими ранчо” 1930-х годов, когда люди платили деньги за “традиционный” ковбойский образ жизни, джинсы и все такое прочее.

Третьей вещью, которая помогла джинсам стать популярными, особенно за рубежом, была их популярность среди военнослужащих в 1940-1950-х годах, которым часто нравилось носить их в свободное от службы время.

Четвертым фактором, который сделал одежду популярной среди молодого поколения, стал выход таких фильмов, как «Бунтарь без причины» и «Дикие на земле», в которых главные герои носили джинсы как способ восстать против ожиданий общества. После выхода этих фильмов в 1950-х годах спрос на джинсы резко возрос среди молодежи-единомышленников. Этот спрос сохранялся на протяжении 1960-х и 1970-х годов, когда джинсы были подхвачены почти каждым возникшим молодежным контркультурным движением. В 1980-х годах интерес к джинсам резко возрос после выпуска серии сексуально заряженных, сильных рекламных роликов, таких как печально известная реклама Brook Shields Calvin Klein или явно более сдержанная реклама “прачечной самообслуживания”, в результате которой продажи Levi’s выросли на 800% в Великобритании.