Жанры видеоигр

Жанр видеоигры используется для классификации видеоигр согласно интерактивных игровых действий игрока. Жанр видеоигры не зависит от сценария или содержания воображаемого игрового мира, в отличие от произведений литературы или киноискусства. Единой классификации жанров видеоигр не существует, поэтому в разных источниках одну и ту же видеоигру могут относить к разным. Также возможны смешение жанров, когда игру невозможно отнести к одному жанру.

Несмотря на это, разработчики видеоигр пользуются устоявшимися понятиями о разновидности видеоигр (не всегда жанровые), что позволяет с анонсов при разработке и в рекламно-маркетинговых кампаниях сообщить игрокам суть игры.

Видеоигры на GamersDay.ru классифицируются, кроме жанров, также по количеству и характеру взаимодействия игроков (соло, два или более на одном устройстве, сетевые в локальных вычислительных сетях, сетевые в Интернете; последние в режимах online или offline), за рейтингами, такими как ESRB (рекомендуемый возраст игроков и уровне насилия), за платформами (ПК, игровая консоль, игровой автомат), по характеру издания и поставки (на оптическом носителе, коробочная версия, специальные редакции, дополнения, антология тому подобное) и по другим критериям.

найти работу

Одна из первых детальных классификаций видеоигр приведена в 1982 году в книге «The Art of Computer Game Design» игрового дизайнера Криса Кроуфорда. Исходя из сходства в дизайне игр, он предложил свою классификацию, часть названий жанров с которой стала использоваться в других классификациях, даже основанных на критериях:

Игры умений и действия (англ. Skill-and-Action) — включает игры, действия которых происходят в реальном времени, активно использующих графику и звук для погружения в игровой процесс и требуют быстрой реакции игрока. Они больше распространены на аркадных игровых автоматах.
Боевые игры (англ. Combat Games) — изображают в том или ином виде прямое, жестокое противоборство. Требуют от игрока стрелять, разрушать, при этом самому избегать уничтожения.
Игры-лабиринты (англ. Maze Games) — требуют от игрока определенным образом двигаться по лабиринту (не обязательно для поиска выхода) для выполнения поставленной задачи (избегайте врагов, собрать все предметы и т. д.).
Спортивные игры (англ. Sports Games) — игры, основанные на реальных видах спорта (футбол, теннис, шахматы).
Отражения (англ. Paddle Games) — основаны на концепции фитнес-клуб, где игрок должен отражать предметы, чтобы выиграть.
Гоночные игры (англ. Race Games) — предусматривают соревнование без прямых агрессивных действий в отношении противника в попытках опередить его в движении.
Стратегические игры (англ. Strategy games) — требуют от игрока больше мышления, чем действий. Когда же действия нужны, для их выполнения не требуется скорости реакции или ловкости. Они больше распространены на персональных компьютерах.
Приключения (англ. Adventures) — игрок должен передвигаться по игровым миром, применяя определенные предметы для решения поставленных задач, как правило головоломок.
D&D-игры (англ. D&D Games) — основана на настольной ролевой игре Dungeons and Dragons. Эти игры подразумевают бои, но в такой форме, где игрок может их обдумать, полагаться на свой разум, а не реакцию. Игрок пошагово перемещается по миру, борясь с противниками для выполнения поставленной задачи.
Варгеймы (англ. Wargames) — воссоздают бои, ориентируясь на тактику. В них так же победа достигается логическим мышлением, а не скоростью действий.
Игры шанса (англ. Games of Chance) — воспроизводят азартные игры, в которых есть значительное влияние случайности.
Учебные и детские игры (англ. Educational and children’s Games) — позволяют научиться чему-нибудь для дальнейшего использования полученных знаний и навыков в реальности через симуляцию, постепенный изложение информации.
Межличностные игры (англ. Interpersonal Games) — сосредотачиваются на взаимодействии лиц или их групп, симулируют общения с различными вариантами его развития.
Разное — часть игр Крис Кроуфорд не смог классифицировать, такие как Donkey Kong или Frogger. Некоторые от называл модификациями других жанров, например Frogger модификацией лабиринта, где движется не столько персонаж игрока, сколько сам «лабиринт».
Уже в 1986-м Ральф Кохен отметил, что четко определить жанр невозможно, поскольку «Жанр является открытой категорией. Каждый меняет жанр добавлением, переворачиванием или изменением составляющих».

В 1988 году советский психолог Александр Шмелев в работе «Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры» предложил следующую классификацию: стимуляторы формально логического мышления, азартные, спортивные, военные игры и единоборства, преследование-побег, авантюрные (приключенческие), игры-тренажеры.

Исследователь видеоигр Марк Вулф в 2001 году впервые четко определил понятие жанра через преобладающий тип активности игрока (а не через элементы дизайна, тематику, стилистику или назначения). По его книге «The Medium of the Video Game», исследование жанров видеоигр отличаются от исследований жанров кино и литературы через прямое и активное участие аудитории игры, что происходит посредством взаимодействия игрок-персонаж, которая появляется за экраном в центре движущего конфликта сюжета игры. Вулф выделил целых 42 жанры: Абстрактные, Приспособительные, Приключенческие, Искусственная жизнь, Игры на доске, Увлечения, Карточные игры, Ловля, Погони, Уборки, Столкновения, Демо-игра, Диагностические, Избегание, Вождения, Учебные, Побег, Драки, Полеты, Азартные, Интерактивные фильмы, Симуляторы управления, Лабиринты, Полосы препятствий, Карандаш-и-бумага, Пінболи, Платформеры, Программируемые игры, Головоломки, Викторины, Гонки, Ролевые, Ритма и танца, Shoot ’Em Up, Симуляторы, Спортивные, Стратегические, Настольные игры, Тиры, Текстовые приключения, Тренировочные симуляторы, и Утилитарные.