В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.
Никому не нравится делать домашнее задание. Оно отнимает у вас часы свободного времени, и часто бывает так, что вы откладываете выполнение домашнего задания, чтобы провести время за более интересными занятиями. Но реальность такова, что вам нужно делать тут домашнее задание, если вы хотите достичь успеха в школе. Всегда вовремя выполняйте заданные уроки и научитесь работать более эффективно, тогда выполнение домашнего задания будет для вас менее напряженной и более податливой задачей.
Выполнение домашних заданий — не повод для переживаний!
Выполнение домашних заданий — не повод для переживаний!
Вот что обычно говорят родители о домашних заданиях:
• «Их очень много, им нет конца!»
• «Учительница плохо объясняет, ребенок ничего не понимает».
• «Моей дочери не сидится на месте, она постоянно ерзает, а меня это раздражает».
• «Он рассеянный, часами зубрит одно и то же, а все без толку».
• «Она ничего не слушает, забывает свои вещи, теряет терпение».
• «Он не умеет сконцентрироваться, ему трудно запоминать».
• «Стоит ей столкнуться с любой проблемой, она начинает плакать».
• «После работы, а потом еще и непростой дороги домой у меня совсем нет сил на его домашние задания. Скорее бы это все закончилось! »
Какой тип стресса провоцируют эти ситуации?
• Домашние задания — это в основном объективные стрессоры для детей, вынужденных за определенное время (вечер, неделя) выполнить определенное количество работ. Обстановка может оказаться более напряженной, если задача крупные (требующие больше чем час работы в день), сопровождающиеся частыми контрольными, которые проводит строгий учитель. Тесты создают действительно сильное напряжение, практически одинаковое для всех детей в классе. Чаще всего они служат причиной того, что родители один за одним приходят поговорить с учителем.
• Субъективными стрессорами в этом случае могут быть самовнушение ( «У меня это никогда не получится»), неуверенность в своих силах ( «Я — ничтожество, я ничего не понимаю / не могу запомнить»), чрезмерная требовательность / уныние ( «Я недостаточно хорошо изучил »). Субъективный стресс от домашних заданий происходит по вине родителей, слишком сочувственных или совсем не занимаются своими детьми, беспокойных, нервных …
Относитесь к домашним задач с большим оптимизмом, ведь они позволяют ребенку повысить свою успеваемость, поработав самостоятельно дома. И слово «самостоятельность» имеет тут огромное значение! Это персональная работа, на которую ребенок должен потратить свое время и силы, и это возможность для него научиться организовывать свою деятельность и работать без подсказок со стороны взрослых. К концу начальной школы ребенок должен выполнять свои домашние задания абсолютно самостоятельно. Взрослый может присутствовать вблизи разве что в качестве временного репетитора или для того, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы. Причем всегда лучше помочь ребенку найти ответ самому, а не просто предоставить ему необходимую информацию.
Если вы устали или раздражены, не стоит даже пытаться тут же садиться с ребенком за его домашнее задание сразу после возвращения домой. Дайте себе мгновение передышки. Вы, как и ваш ребенок имеете право отдохнуть перед тем, как снова взяться за работу. И почему бы не испытать вместе момент истинного расслабления (пусть и короткое), чтобы поговорить, посмеяться, перекусить, спеть … Если начать выполнение домашних заданий сразу, надеясь освободиться от них как можно быстрее, это может затянуться до глубокого вечера.
Используйте эту паузу (от 15 до 20 минут обычно достаточно, чтобы обдумать свои планы или расспросить ребенка о том, как он провел день. Это может стать поводом для беседы по душам и обсуждение того, что его беспокоит, чтобы не отвлекаться на эти вопросы позже.
Если вы чувствуете себя выжатым как лимон, истощенным, неспособным в чем бы то ни было помочь ребенку, передайте эстафету тому, у кого есть на это силы, или разделите домашнее задание на небольшие этапы и некоторые из них доверьте ребенку — наверняка с чем-то он уж сумеет справиться сам.
Избавьтесь от своих собственных невеселых мыслей и недовольства, голова должна оставаться совершенной свободной, чтобы полностью сконцентрироваться на том, что вы делаете.
Поупражняйтесь сами в брюшном дыхании (см. Раздел 1) или же в успокаивающем дыхании.
техника:успокаивающее дыхание
продолжительность: 2-3 минуты
Порядок действий:
• Лягте или сядьте (предварительно попросив, чтобы вас не беспокоили), вдохните носом, надувая живот (брюшное дыхание). Это движение заставляет опуститься вашу диафрагму, блокированный испытываемым вами стрессом и чувством недовольства.
• Выдыхайте, расслабляя живот, как можно легче и как можно дольше (представьте, что вы надувает воздушный шарик). Объем воздуха должен контролироваться: его нужно регулировать и идеально дублировать в следующем цикле дыхания.
• Снова вдохните через нос, концентрируясь на пупке.
• Выдыхайте, расслабляя живот (например, в течение 10 секунд).
• Пусть таким образом «уйдут» заботы вашего дня и освободится ваш ум.
Совет:
Выполняйте как минимум 10 циклов успокаивающего дыхания, если вы почувствуете необходимость усилить свое ощущение «освобождения».
Помогите ребенку правильно организовать работу
Сразу определите, сколько времени вы собираетесь посвятить выполнению домашнего задания.