Как правильно подобрать персонал

Успех заведения во многом зависит от персонала, который в нем работает. Выбирая работников, следует обращать внимание не только на опыт работы и квалификацию, но и личные качества: ответственность, умение работать в команде, общительность. Мы расскажем о том, какие виды персонала нужны для полноценной работы заведения и на что обращать внимание, когда ищете работников.

Какой персонал нужен для кафе или ресторана

Если ваше заведение уже работает, то вы примерно понимаете, какие вакансии у вас есть и которые работники ресторана вам подойдут для работы. Для нового заведения сложнее оценить, сколько людей понадобится и какие обязанности персонал будет выполнять. Должности в ресторане и кафе подразделяют на работников зала, руководителей и работников кухни. Кстати, Intella IT рекрутинговое агентство окажет профессиональную помощь в поиске персонала.

Работники зала

  • Официант — количество официантов зависит от посадочных мест в заведении. Обычно один официант обслуживает 10-15 гостей. Анализируйте самые загруженные часы в заведении, чтобы понять, сколько официантов нужно.
  • Бармен, бариста — для небольших кафе или ресторанов достаточно одного бармена в смене, который будет готовить коктейли и безалкогольные напитки. Если в вашем заведении есть большая винная карта или много разновидностей коктейлей, лучше нанять отдельного бармена для приготовления таких напитков. Для заведений, специализирующихся на кофе, понадобится бариста, который хорошо разбирается в обжаривании зерен и приготовлении вкусного кофе.
  • Кассир — нужен для работы с облачным кассовым аппаратом и отправка счетов клиентам. Эту работу может выполнять официант или бармен, если кассу установлены на барной стойке.
  • Метрдотель, гостес — для крупных заведений можно нанять человека, который будет встречать гостей и провожать их к столику. Такой персонал ресторана должен произвести первое приятное впечатление на гостя, заинтересовать в меню и настроить его на хорошее настроение.

Руководящий персонал

Количество персонала для управления зависит от формата, размера и бюджета заведения. В небольших кафе контролировать и управлять персоналом может сам владелец.

  • Руководитель ресторана — занимается организационными вопросами в учреждении, контролирует работу персонала в зале и на кухне.
  • Менеджер — в зависимости от типа и размера заведения некоторые менеджеры могут заниматься закупками, рекламой и подбором персонала.

Работники кухни

  • Шеф-повар — главный человек на кухне, который организует там рабочий процесс, составляет меню. Шеф-повар составляет план закупки и помогает создавать имидж заведения.
  • Повар — персонал, который готовит еду в заведении под руководством шеф-повара. На большой кухне нужно будет разделить обязанности на поваров холодного и горячего цехов.
  • Посудомойщик, уборщик — персонал, который следит за чистотой на кухне, в зале и других помещениях учреждения.

Когда набираете штат, учитывайте график изменений для работников. Например, в учреждении может быть два бармена и два повара, которые будут работать по очереди в сменах 2/2.

Как выбрать персонал для заведения

Подобрать персонал — дело непростое, особенно учитывая то, что важно найти сотрудников, заинтересованных работать с вами длительный период. Текучесть персонала — это плохо, ведь на обучение каждого работника тратится много времени и усилий. Прежде чем формировать штат, хорошо продумайте, какое количество людей вам нужна и какие должности в кафе или ресторане они будут занимать. Лучше изначально нанять минимальное количество работников, необходимое для запуска, чтобы понять, хватает людей для закрытия процессов. Лучше потом нанять еще людей, чем увольнять лишних.

Чтобы понять, сколько сотрудников вам понадобится для полноценной работы заведения:

  1. Посчитайте количество столов и посадочных мест в заведении.
  2. Оцените площадь кухни и рабочие места.
  3. Рассчитайте, сколько персонала нужно будет в самые загруженные часы работы заведения, скорость обслуживания гостей не пострадала.
  4. Оцените бюджет и рассчитайте, сколько можно выделить денег на зарплату.
  5. Создайте таблицу продаж и расчетов количества клиентов. Так вы посчитаете, какое количество сотрудников вам нужна, и сможете разделить персонал по сменам.

Если коллектив укомплектован правильно, заведение будет работать как единый механизм и не потребует постоянного присутствия владельца.

Обязанности персонала

Каждый работник учреждения должен иметь свои обязанности. Для официанта это скорость обслуживания, а для повара — своевременное приготовление пищи.

Задача персонала в кафе или ресторане:

  • Официант, кассир — прием заказа у гостя, консультация по меню, подача блюд и счета для гостя.
  • Повар — заготовка и приготовление пищи, выдача блюд официантам, поддержание порядка в холодильниках и на кухне.
  • Шеф-повар — создание имиджа учреждения через подбор блюд, работа над меню и контроль над приготовлением пищи.
  • Бармен — подача напитков, приготовление коктейлей.
  • Руководитель — контроль за работниками зала и кухни, поддержание порядка и чистоты в зале. Хороший менеджер должен уметь решать любые ситуации с гостем, если есть определенные замечания.

Квалификация персонала ресторана или кафе

Чтобы оценить квалификацию персонала, мало прочитать резюме. Хороший вариант — попросить письмо с рекомендациями с предыдущей работы сотрудника. Во-первых, это поможет понять, почему сотрудник ушел с прошлого места работы. Во-вторых, бывший работодатель опишет хорошие качества сотрудника и его навыки.

Не бойтесь брать кандидатов без опыта работы, такие работники могут зарекомендовать себя хорошо, будут работать качественно и набираться опыта. Сначала зарплата новичков будет меньше, чем у опытных работников.

Еще один вариант проверки квалификации персонала — тайные гости. Можете пригласить друга в заведение или нанять тайного покупателя, который оценит работу официантов, качество еды и обслуживания. Такой метод поможет понять, как персонал работает с обычным гостем, какие ошибки допускают официанты.

Требования к работникам при приеме на работу

Первое и самое главное требование к персоналу — наличие санитарной книжки. Это безопасность ваших гостей и самих работников учреждения. Книжка должна быть непросроченная и правильно заполнена.

Делая подбор персонала для кафе, смотрите на личные качества человека, она настроена работать длительное время ей нужна временная работа. Человек должен ознакомиться с правилами и дисциплиной в заведении, чтобы змінімізувати в будущем дисциплинарные взыскания для работников. Работники кафе, находящиеся в зале, должны быть доброжелательным, активным и общительным. Для официантов ресторана важны стрессоустойчивость и умение красиво говорить. На кухне нужны люди, хорошо знающие свое дело, быстро реагировать и будут уметь работать в запаре. В предложениях по подбору персонала вы можете указать свои требования, которые нужны для работы именно в вашем заведении. Например, это может быть знание английского языка, если в заведение будут приходить иностранцы.