Франшиза

Что такое франшиза?

Франшиза — это тип лицензии, которая предоставляет франчайзи доступ к собственным бизнес-знаниям, процессам и товарным знакам франчайзера, что позволяет франчайзи продавать продукт или услугу под фирменным наименованием франчайзера. В обмен на приобретение франшизы франчайзи обычно выплачивает франчайзеру первоначальный стартовый взнос и ежегодные лицензионные сборы.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

  • Франшиза — это бизнес, в котором владелец лицензирует свою деятельность — вместе со своими продуктами, брендингом и знаниями — в обмен на плату за франшизу.
  • Франчайзер — это бизнес, который предоставляет лицензии франчайзи.
  • Правило франшизы требует, чтобы франчайзеры раскрывали ключевую операционную информацию потенциальным франчайзи.
  • Текущие роялти, выплачиваемые франчайзерам, варьируются в зависимости от отрасли и могут составлять от 4,6% до 12,5%.2

Понимание франшизы

Когда бизнес хочет увеличить свою долю рынка или географический охват по низкой цене, он может использовать франшизу для своего продукта и торговой марки. Франшиза — это совместное предприятие между франчайзером и франчайзи. Франчайзер — это оригинальный бизнес. Он продает право на использование своего названия и идеи. Франчайзи покупает это право для продажи товаров или услуг франчайзера под существующей бизнес-моделью и торговой маркой. Отзывы о компании business progress на страницах специализированного сайта.

Франшизы — популярный способ для предпринимателей начать бизнес, особенно при входе в высококонкурентную отрасль, такую как фаст-фуд. Одним из больших преимуществ покупки франшизы является то, что у вас есть доступ к бренду известной компании. Вам не нужно будет тратить ресурсы на то, чтобы донести свое имя и продукт до клиентов.

Бизнес-модель франчайзинга имеет легендарную историю в Соединенных Штатах. Концепция восходит к середине 19 века, когда две компании — McCormick Harvesting Machine Company и I.M. Singer Company — разработали организационные, маркетинговые и дистрибьюторские системы, признанные предшественниками франчайзинга. Эти новые бизнес-структуры были разработаны в ответ на массовое производство и позволили McCormick и Singer продавать свои жатки и швейные машинки на растущем внутреннем рынке.

Самые ранние франшизы в сфере питания и гостеприимства были разработаны в 1920-х и 1930-х годах. A & W Root Beer начала свою деятельность по франчайзингу в 1925 году. Howard Johnson Restaurants открыла свое первое заведение в 1935 году, быстро расширяясь и прокладывая путь для сетей ресторанов и франшиз, которые определяют американскую индустрию быстрого питания по сей день.

В США насчитывается более 785 000 франчайзинговых заведений, которые вносят в экономику почти 500 миллиардов долларов.5 В пищевом секторе франшизы включали такие узнаваемые бренды, как McDonald’s, Taco Bell, Dairy Queen, Denny’s, Jimmy John’s Gourmet Sandwiches и Dunkin’ Donuts. Другие популярные франшизы включают Hampton by Hilton и Day’s Inn, а также 7-Eleven и Anytime Fitness.

Прежде чем покупать франшизу, инвесторы должны внимательно прочитать Документ о раскрытии информации о франшизе, который должны предоставить франчайзеры. Этот документ содержит информацию о франчайзинговых сборах, расходах, ожидаемых результатах и других ключевых операционных деталях.

Основы и правила франшизы

Франчайзинговые контракты сложны и различаются для каждого франчайзера. Как правило, соглашение о франчайзинге включает три категории платежей франчайзеру. Во-первых, франчайзи должен приобрести контролируемые права или товарный знак у франчайзера в виде авансового платежа. Во-вторых, франчайзер часто получает оплату за предоставление обучения, оборудования или бизнес-консультационных услуг. Наконец, франчайзер получает текущие роялти или процент от продаж операции.

Договор франшизы является временным, похожим на договор аренды или аренды бизнеса. Это не означает владения бизнесом франчайзи. В зависимости от контракта, соглашения о франшизе обычно длятся от пяти до 30 лет, с серьезными штрафными санкциями, если франчайзи нарушает или преждевременно расторгает контракт.

В США франшизы регулируются на государственном уровне. Однако Федеральная торговая комиссия (FTC) установила одно федеральное постановление в 1979 году. Правило франшизы — это юридическое раскрытие информации, которую франчайзер должен предоставить потенциальным покупателям. Франчайзер должен полностью раскрывать любые риски, выгоды или ограничения для инвестиций во франшизу. Эта информация охватывает сборы и расходы, историю судебных разбирательств, утвержденных поставщиков или поставщиков бизнеса, ожидаемые финансовые результаты и другие ключевые детали. Это требование о раскрытии информации ранее было известно как Единый циркуляр о предложении франшизы, прежде чем оно было переименовано в Документ о раскрытии франшизы в 2007 году