Электронная (виртуальная) торговая площадка (е-Market — places, ЭТМ) — это сайт, на котором организованы процесс заключения сделок между продавцом и покупателем и проведение финансово-торговых транзакций.
Возможности Интернета позволяют заключать сделки в режиме реального времени. В деятельности торговой площадки могут участвовать продавцы и покупатели из разных точек земного шара. Развитие торговых площадок должно обеспечить более эффективный и свободный поток информации, товаров, платежей и других услуг типа В2В.
Электронные торговые площадки могут создаваться различными участниками электронного рынка для своих нужд. По признаку создания и принадлежности их можно разделить на три вида:
* создаваемые покупателями (Buyer-Driven);
* создаваемые продавцами (Supplier-Driven или Seller — Driven);
* создаваемые третьей стороной (Third-Party-Driven).
Одна или несколько крупных компаний могут создать электронную торговую площадку для привлечения компаний-поставщиков. Эта разновидность электронных торговых площадок возникла как результат оптимизации процесса закупок крупными компаниями. Одной из первых такая электронная торговая площадка возникла в автомобильной промышленности, объединив General Motors, Ford и Daimler Chrysler. Подробнее про демо площадки услуг читайте на страницах нашего специализированного сайта.
Электронные торговые площадки второго типа создаются поставщиками с целью привлечения большего количества клиентов и снижения затрат.
Электронные торговые площадки, создаваемые и управляемые третьей стороной, призваны свести вместе продавцов и покупателей.
Исходя из специализации электронных торговых площадок, их можно дифференцировать на вертикальные, ориентированные на определенную отрасль и (или) вид продукции, и горизонтальные (функциональные) — с ориентацией на определенные бизнес-процессы.
Кроме того, электронные торговые площадки можно разделить на типы и по способу организации деятельности:
• сайт-каталог или сайт-агрегатор есть виртуальный каталог, который объединяет каталоги множества поставщиков и предлагает их целевым группам покупателей. Здесь покупатели могут получить большой объем информации: сравнивать товары, но разными параметрами, в том числе по цене, дате поставки, предоставленных гарантий и т.д. Доход торговые площадки этого типа получают за счет комиссии за транзакции и платы за рекламу от поставщиков;
• сайты-аукционы предлагают продавцам возможность распродавать их товарные запасы. Покупатели соревнуются между собой, назначая более высокую цену. Поскольку торги начинаются с более низкой стартовой цены, покупателей привлекает возможность купить товары по сниженным ценам. А продавцы, в свою очередь, привлекает то, что они получают доступ к новым рынкам сбыта и возможность более быстрого оборота товарных запасов. Цена не является фиксированной, как на сайтах-каталогах, а устанавливается во время торгов. В области государственных закупок приобрели популярность аукционы на снижение, когда продавцы соревнуются друг с другом за право продать товары или услуги;
• сайты-биржи — анонимные торговые площадки, позволяющие осуществлять куплю-продажу товаров на спот-рынке (рынке немедленной поставки и платежа). Цены на бирже регулируются соотношением спроса и предложения и могут сильно колебаться. Анонимность участников очень важна, особенно в тех отраслях, где огласка может повредить конкурентоспособности позиции покупателя или продавца и повлиять на цены (например, в энергетике).
Подписание соглашений через электронные торговые площадки выгодно как покупателям, так и продавцам.
Для продавцов выгода заключается в уменьшении расходов, связанных с продажами. При продажах через электронную торговую площадку появляется возможность избежать некоторых затрат (например, на предпродажную подготовку). Также можно снять временные и пространственные ограничения. Привлечение новых покупателей позволит увеличить доходы. Автоматизация обмена информацией с покупателем позволяет уменьшить количество ошибок, сократить время на обработку транзакций и расходы на персонал, тем самым позволяя снизить стоимость управления заказами.
Для покупателей выгода заключается в снижении стоимости и сокращении времени процесса покупки. В традиционном рынке поиск и сравнительный анализ товаров, выяснение характеристик товаров у продавца отнимает у покупателя много времени и денег. Автоматизация же процесса покупки лишает покупателя отлипших затрат. Широкий выбор товаров и услуг на электронных площадках позволяют добиться выгодных цен на товары и услуги.
В то же время, при работе на электронных торговых площадках существуют и определенные риски: технологические и бизнес-риски. К технологическим рискам относятся некачественная связь провайдера, взлом средств крінтозащіти, внутренняя атака баз данных площадки, утечка конфиденциальной информации и т.д. Для покупателей существуют бизнес-риски несоответствия качества продукции и потери доверия к поставщику; риск отсутствия доступа к послепродажного обслуживания; риск несоответствия цен рынка и др. Бизнес-рисками для продавца являются потеря контроля над ценообразованием, увеличение конкуренции, более сложная логистика, снижение нормы прибыли.
Какие же преимущества предоставляются пользователям системами электронной торговли?
1. Электронные торговые площадки обычно предоставляют открытый доступ к базам данных организаций и торговых процедур. Это дает возможность быстро найти необходимую информацию о контрагентов, конкурентов, торговых процедурах, ценах и т.п., а также быстро и репрезентативно провести маркетинговые исследования.
2. Регистрация в системе означает размещение информации о вашей организации (реквизиты, контакты, сайт) о предлагаемых вами продукции и (или) услуги (с рисунками, фотографиями и др.). Это позволяет без особых затрат проводить масштабную рекламную кампанию по их продвижению.
3. Обычно предоставляется возможность подписаться на профильную рассылку и получать по электронной почте уведомления об интересующих процедурах.
4. Организация может участвовать в различных процедурах любого уровня сложности (конкурентные переговоры, запросы цен / предложений, аукционы покупателя / продавца, различные виды конкурсов).
5. Обычно предоставляется бесплатный доступ к документации в электронном виде во всех торговых процедур.
6. Сокращение расходов на участие в торговых процедурах.
7. Минимизация бумажного документооборота (документы формируются в электронном виде и подписываются электронной цифровой подписью).
8. Значительное расширение рынков сбыта (снятие географических барьеров) ведет к значительному увеличению продаж.
9. Системы предоставляют удобные сервисы для эффективной работы (получение электронной цифровой подписи банковской гарантии, экспресс-кредитование на внесение обеспечения заявок, услуги страхования, расчет логистики, перевод на иностранные языки и др.).
Отметим, что можно выделить следующие специфические проблемы российских электронных торговых площадок:
• достаточно низкий уровень развития телекоммуникаций и распространения Интернета, неподготовленность российских компаний к широкому использованию средств электронной торговли;
• несовершенство правовой базы для ведения электронной торговли;
• слабое распространение систем электронных платежей, низкий уровень использования пластиковых карт, в том числе для осуществления платежей через Интернет.