Фирмы, которые занимаются обработкой древесины, помимо строительных пиломатериалов (бревен, досок и брусьев), среди своей продукции выделяют так называемый “профилированный погонаж”, в состав которого входит вагонка. Вагонка — это тонкая обрезная доска (от 7 до 20 мм) со строгаными поверхностями, предназначенная для обшивки различных плоскостей. Ширина каждой доски также невелика – в среднем от 90 до 150 мм. Когда-то давно каркасы железнодорожных вагонов обшивали тонкой узкой доской, иногда с выделенными четвертями или без них. Отсюда и это загадочное название “вагонка”.
Главной отличительной особенностью современной вагонки является наличие паза и гребня на каждой ламели, которые позволяют быстро и легко производить сборку облицовки. По этому принципу вагонкой можно назвать пластиковые, МДФ, алюминиевые отделочные панели. Сырьем для производства настоящей вагонки может быть любая древесина, доступная производителю, особых ограничений нет. В нашей стране наиболее распространены “аборигенные” сорта: сосна, липа, ольха, лиственница, дуб.
Технологические особенности деревянной вагонки
Прежде всего, древесина сама по себе обладает рядом полезных качеств, что является уникальным материалом с:
- высокие звуко- и теплоизоляционные характеристики;
- пластичность (легко обрабатывается и ремонтируется, можно обойтись ручным инструментом);
- низкий коэффициент теплового расширения.
Конфигурация облицовки обеспечивает ряд преимуществ. Штучный характер облицовочных элементов, небольшая ширина и толщина ламелей положительно влияют на вес. Легкая и компактная вагонка может быть легко собрана одним мастером. Несущие конструкции не перегружены, нет необходимости собирать мощные подсистемы.
Подкладки заходят друг в друга на 5-8 мм. Шпунтовой метод соединения панелей позволяет производить сборку обшивки, в которой изначально отсутствуют зазоры в плоскости, и они не появляются даже при изменении температуры и влажности. Именно поэтому вагонку, помимо жилых помещений, можно использовать в парилках и на улице..
Экстраординарная правка кое-что дает. Главная особенность — бесплатное крепление. Деревянные ламели крепятся не через корпус (и не через лепесток, как, например, пластиковые), а с помощью металлических зажимов (их размер подбирается индивидуально для конкретного вида подкладки), которые лишь прижимают нижнюю полочку замка к основанию. Это обеспечивает беспрепятственное расширение элементов облицовки по длине. На правильно облицованных поверхностях не образуются трещины, разломы, выступы типа “домик” и другие деформации. Очень важно, чтобы все крепежные элементы были скрыты, а поверхность оставалась исключительно чистой. Планки накладываются внахлест на каждую последующую панель, поэтому нет необходимости использовать какие-либо заглушки или замазку.
Несколько слов о нюансах монтажа вагонки
Как правило, для обшивки вагонкой основных поверхностей собираются деревянные каркасы с расстоянием между несущими профилями от 40 до 60 см.Также подсистема может быть изготовлена из оцинкованных профилей, только для крепления скобы вместо гвоздей (для влажных помещений используются медные или анодированные) придется использовать заклепки или саморезы по металлу с небольшой головкой, типа LN 9 мм.
Направление ламелей может быть как вертикальным, так и горизонтальным. В первом случае расширительные канавки с обратной стороны хорошо отводят влагу (очень хорошо для парилок), а при горизонтальных облицовках с канавкой вниз попадание влаги в замок исключается (отлично для облицовки фасада). Отметим, что деревянная вагонка, собранная горизонтально, может использоваться для пошива перегородок, как деревянных, так и металлических. Иногда ею облицовывают стенки каркасных конструкций непосредственно по стойкам. Хороший декоративный эффект можно получить, если вагонку ориентировать по диагонали, хотя возникают трудности с обрезкой и планированием экономного расхода материала.
Прижимные панели рекомендуется устанавливать с компенсирующим зазором к ограждающим конструкциям (до 10 мм). После монтажа внутренние, внешние углы и устои закрываются деревянными дополнительными элементами. Также для этих целей используется джутовая, пеньковая или льняная веревка, которая очень хорошо сочетается с деревом, но также помогает надежно заделывать технологические зазоры, так как идеально повторяет различные криволинейные поверхности. Веревка особенно хороша, если вагонка прилегает к бревенчатому дому или его имитации – блокхаусу. Кстати, деревянный погонаж вы можете приобрести на страницах специализированного сайта.