Что такое Плащаница?

«Благообразний Иосиф, с древа сняв пречистеє тело Твое,
плащаницей чистою обвил и ароматами,
во гробе новом, покрыв, положил»
(Тропарь Великой пятницы).

Богослужение Великой пятницы характеризуются красивыми обрядами, трогательными напівами и глубокими содержанием гимнами и стихирами. Главная их тема — это муки и смерть Господа нашего Иисуса Христа.

«Днесь висит на древе, — поем на 15 антифоні утрени Великой пятницы, — Тот, что на водах повесил землю. Венцом из тернии венчается — Царь ангелов. В ложну багряницу одевается То, что небо одевает облаками. Достает поличник То, что в Иордане висвободив Адама. Гвоздями пригвозджений — Жених церкви. Копием пронзен Сын Девы. Поклоняемся страстям Твоим, Христе, поклоняемся страстям Твоим, Христе, поклоняемся страстям Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое воскресение».

В очаге величественных служб и трогательных обрядов Великой пятницы стоит святая плащаница. Эта святая икона Христа в гробе стала составной частью обрядов вечерне Великой пятницы и утрени Великой субботы. Во время тех отправь мы особенно прилюдно чтим святую плащаницу, потому что на ней кровавыми буквами выписанная история спасения человеческого рода. Святая плащаница говорит нам и о строгой Божью справедливость и про бесконечную Божью любовь и безграничное милосердие к нам, грешным.

Поэтому с внимание на литургическое значение святой плащаницы https://pravuzor.ru/plashinicy.html положено несколько больше сказать о ее истории и обряд возложения.

ИСТОРИЯ СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЫ

Использование святой плащаницы в богослужбах Великой пятницы и субботы так как мы ее теперь почитаем, относительно недавнее, ибо имеет за собой едва несколько сотен лет, но своим происхождением она достигает самой смерти Иисуса Христа. Плащаница это ничто иное, как то простыню или саван, в котором было завинуто мертвое Тело Христа Господа, когда его положено в гроб. Восточная Церковь в богослужениях Великой пятницы и субботы не знала плащаницы почти полторы тысячи лет!

Христиане иерусалимской Церкви первых веков почитали в Великую пятницу крестное дерево, которое в начале IV века нашла святая Елена, мать императора Константина. Обряд того почитания записала нам паломницы IV века Сильвия Аквитанская. В ее дневнике паломничества читаем, что в Великую пятницу епископ в окружении диаконов садился на престоле, поставленном на Голгофе, где был распят Христос. Перед ним ставили накрытый стол, а на столе клали святое крестное дерево и надпись, что был на кресте. Епископ государств конце святого дерева в своих руках, а верующие один за другим подходили к столу, делали земной поклон, касались креста и надписи своими лбами и глазами, а затем целовали крест и отходили.

Обычай почитать святой крест в Великую пятницу перешел позже к греческой Церкви. В Великую пятницу в времени утрени после 5 страстного Евангелия, когда пели стихиру «Днесь висит на древе… «, священник или епископ выносил из святилища запрестольный крест и ставил его на середине церкви. При пении слов стихир: «Поклоняемся страстям Твоим, Христе», — священник и все верующие делали три доземні поклоны и целовали святой крест.

Под влиянием Восточной Церкви почитание святого креста в Великую пятницу в середине VII века перешло к Западной Церкви, где практикуется и сегодня.

Во время святой Литургии Восточная Церковь накрывает на проскомидії Честные Дары большим прямоугольным покровом. Этот покров, который называют также воздухом, иерусалимская Церковь начала употреблять в Литургии святого Саввы Освященого († 532), создателя иерусалимского богослужебного устава. Святой Герман, цареградский патриарх (713-730) учит, что воздух является символом того камня, которым Иосиф из Аримафеи прикрыл гроб Господень. А за Симеоном Солунским († 1429), воздух — это символ нагого и мертвого Иисуса, которого несут в гробу. Поэтому, говорит он, на воздусі порой изображено положение Христа во гроб. На Великом Входе диакон несет этот воздух перед Честными Дарами. А затем священник покрывает им чашу и хлеб на престоле и при этом тихо отказывает тропарь «Благо-образный Иосиф… «.

Этот греческий обычай изображать на воздусі икону Христа в гробе пришел к нам в XIV возрасте вместе с иерусалимским уставом. И это он дает начало нашей плащаницы.

За предписаниями иерусалимского устава тропарь «Благообразний Иосиф» поется также на вечерне Великой пятницы и на утрени Великой субботы. Выглядит, что наши набожные предки, распевая эту погребальную песню в честь Спасителя, хотели не только переживать ее духом, но и глазами видеть его икону зложення до гроба. Поэтому за тем тропарем сначала на утреню Великой субботы, а следовательно, и на вечерню Великой пятницы приходит также через свое символическое значение и воздух, наша первая плащаница.

В XVI ст. появляется обычай нести воздух-плащаницу с иконой мертвого Иисуса во время входа с Евангелием на большом славослов’ї утрени Великой субботы. Вход заканчивался пением «Благообразний Иосиф… «, поклонами и целованием воздуха-плащаницы. После утрени его снова ставили вместе с Евангелием на престол. В этом веке воздух с иконой Христа в гробе у нас называется плащаницей.

Обряд почитания святой плащаницы перенесено впоследствии из утрени Великой субботы на вечерню Великой пятницы. Это произошло, видимо, потому, что тропарь «Благообразний Иосиф» в богослужениях страстной седмицы поется первый раз на вечерне Великой пятницы.

Теперь на нашей плащаницы, кроме иконы Христа во гробе, изображают еще Богородицу, Иосифа из Аримафеи и благочестивых женщин, принимавших участие в похоронах Иисуса Христа. А вокруг плащаницы виднеются слова тропаря Великой пятницы: «Благообразний Иосиф… «.

ОБРЯД ВОЗЛОЖЕНИЯ ПЛАЩАНИЦЫ

В наших рукописных уставах к XVI веку ничего не сказано о обряд возложения святой плащаницы, потому что она только начинала входить в практику. Поскольку святая плащаница вошла в отправь вечерне Великой пятницы и утрени Великой субботы не отдельным предписанием, а обычаю Церкви, то сегодня нет одного обряда возложения плащаницы, потому что разные Церкви создали свои обычаи. Почитание святой плащаницы в XVII-XVIII вв. становится общей практикой и обычаем всей Восточной Церкви.

Возложения в гроб

Обряд выноса и возложения плащаницы, по Типиком а. Дольницького, совершался в кафедральных церквях Галиции так: на вечерне Великой пятницы, во время пения стихиры на стиховні «Тебя одіющагося миром яко ризой… «, был обход вокруг церкви с плащаницей, которую несли за четыре угла священники или старшие прихожане. После обхода плащаницу клали на отдельный к тому приготовлен стол посередине церкви. При конце вечерни во времени трехкратного пения «Благообразний Иосиф…» все на коленях приступали к святой плащанице и благоговейно ее целовали. Божий гроб был украшен цветами и лампадами, а за ним стоял крест без Распятия с тканью на его перекрестке.

Отец Дольницький упоминает также, что у нас, в Галичине, был обычай при обходе с плащаницей нести и Таинства, что их поэтому ставили для почитания или на Божьем гробе, или на престоле. Он отмечает, что этот обычай взят от латинской Церкви. Обычай выставлять Святые Тайны плащаницы при вполне несовместим ни с духом Великой пятницы, ни с духом Восточной Церкви. Святая плащаница является как раз символом Иисуса Христа во гробе, поэтому здесь нет места на публичное почитание Святых Тайн. Западная Церковь в Великую пятницу местами устраняет Святые Тайны из кивота и оставляет его открытым на знак, что там нет Христа, ибо Он во гробе.

Типик А. Никиты говорит, что на Закарпатье при обходе с плащаницей сам священник несет ее на своих плечах и держит ее двумя руками на голове, а второй ее конец піддержує двое людей. Обход бывает только один раз.

На Восточной Украине и в России в Великую пятницу на вечерне при пении «Благообразний Иосиф» только выносят святую плащаницу на середину церкви, а сам обход с плащаницей происходит при большом славослов’ї на утрени Великой субботы. Во время обхода священник несет святую плащаницу на своей голове и под ней еще держит Евангелие, которое затем кладут на плащаницу при Божьем гробе.

Антиминс

Святую плащаницу, бывает, выставляют для почитания вплоть до воскресной утрени. Перед утреней, после службы надгробного, плащаницу заносят в святилища и кладут на престол. Нет отдельного предписания, где надо ставить святую плащаницу в воскресному времени. Одни церкви держат ее на престоле до Томиного воскресенья, а затем помещают за престолом на стене над горным сідалищем. В других церквях плащаница стоит на престоле в воскресенье Мироносиц. В наших церквях плащаница лежит на престоле до отдания праздника Пасхи, то есть 40 дней, в знак Христова 40-дневного пребывания на земле после своего воскресения.

В нашем народе святая плащаница пользуется действительно большим почитанием и любовью. Круг наших верных придерживается в

Великую пятницу полный пост и приступает натощак к святой плащанице, как к святому причастию. К ней приходят не иначе, как на коленях и то часто аж от входной двери церкви. Круг Божьего гроба, обычно, стоит почетная стража наших молодежных и старших организаций, иногда даже целую ночь с Великой пятницы на субботу. Поклонение святой плащанице и ее целование для наших верующих это действительно глубокое духовное переживание и возможность восстановить свою веру в Христа и любовь к Господу, который из любви к нам умер на кресте.

НАДГРОБНАЯ СТИХИРА ПРИ ВОЗЛОЖЕНИИ ПЛАЩАНИЦЫ

«Тебя, что светом, словно ризой, зодягаєшся, снял Иосиф с Никодимом, и видев мертвого, нагого, не похороненного, ревностным плачем заплакали и, рыдая, сказали: «Ох горе, наш сладкий Иисус! Увидев Тебя на кресте повисшего, солнце немедленно покрылось мраком и земля со страху затряслась и церковная завеса разодралась. А теперь вижу Тебя, что ради меня сам пошел на смерть. Как же похороню Тебя, мой Боже? Или какой плащаницей обгорну? Какими руками діткнуся Твоего нетленного Тела? Или какую песню спою при Твоей смерти, Щедрый? Величаю Твои страсти, песнями славлю Твое погребення с ныне, и взываю: «Господи, слава Тебе».