Каталитический нейтрализатор, для простоты чаще называемый катализатором — узел, находящийся в составе выпускной магистрали. Его задача — нейтрализовать негативное влияние на экологию выхлопных газов, превращая соединения СО и СН в относительно безвредные СО2, азот и пар. Появилась эта деталь в середине 90-х, в связи с введением экологических норм EURO, и теперь ни один автомобиль не сходит с конвейера без катализатора.
Как работает каталитический нейтрализатор
Катализатор (он же «палач» или «каталик») представляет собой герметичный металлический резервуар, обычно овальной (приплюснутой) формы, внутри которого располагаются соты из керамических или металлических пластин, на которые нанесено напыление из благородных металлов (чаще всего иридия). Выхлопные газы сначала нагревают соты, а после на них же и догорают, вступая в каталитическую реакцию и оставляя вредные вещества внутри нейтрализатора. Кстати, продать катализатор вы можете на страницах нашего специализированного сайта.
Фото: Схема работы каталитического нейтрализатора
Сначала катализатор монтировали под передней частью днища автомобиля, однако это было опасно: горячий «палач» мог поджечь траву или деревянный пол гаража, а иногда и становился добычей похитителей. Сегодня (на авто с Евро-4 и выше) их чаще крепят как можно ближе к головке блока цилиндров. Это, с одной стороны, затрудняет компоновку моторного отсека, а с другой — повышает в нейтрализаторе температуру, и, как следствие, эффективность очистки.
Неисправности каталитического нейтрализатора
Несмотря на то, что автопроизводителями не предусмотрено регламента по замене катализатора и узел в большинстве случаев вварен в выхлопную систему, их реальный ресурс редко превышает 100-150 тысяч км пробега. Керамические «каталики» выходят из строя быстрее металлических. Среди причин, ускоряющих износ узла:
- Некачественное топливо;
- Некорректная работа двигателя: пропуски зажигания и переобогащенная смесь;
- Использование присадок для топлива;
- Повреждение нейтрализатора, как механические при наезде на препятствие, так и термические — при контакте с холодной водой или снегом;
- Газобаллонное оборудование.
Использование ГБО вообще малосовместимо с каталитическим нейтрализатором, смысл которого в этом случае почти пропадает — у ГАЗа выхлоп гораздо безопаснее, чем у других видов топлива.
Понять, что нейтрализатор нуждается в замене или удалении, можно по следующим симптомам:
- Снижение мощности;
- Двигатель не развивает обороты даже без нагрузки;
- Выхлоп ровный, но слишком слабый;
- Проблемы с пуском;
- Рост расхода топлива;
- Посторонние звуки под днищем;
- Запах сероводорода из выхлопной системы.
Check Engine на приборной панели сигнализирует о неисправностях в том числе катализатора
Кроме того, о неисправности катализатора просигнализирует лампа Check Engine и соответствующий код ошибки при диагностике сканером — например, P0420 или P0430.
Зачем удалять катализатор
В принципе, все узлы автомобиля выполняют свои функции, и «лишних» конструкторами не предусмотрено. Другое дело, что борьбу за экологию катализатор часто ведет не только с выхлопными газами … но и с кошельком владельца автомобиля. В первую очередь, это касается расхода топлива. Даже у машин с еще живым палачом затраты выше, чем без него, а при забитом повышается в прогрессии.
Продолжать эксплуатацию авто с неисправным катализатором нельзя! Все его поломки так или иначе ведут к ухудшению проходимости выхлопной системы. Это:
- Оплавления, когда соты катализатора спекаются — сначала несколько, а затем воздействуя на соседние ячейки.
- Засорения продуктами неполного сгорания также приводит к непроходимости «ката».
- Разрушение керамических сот — самая опасная неисправность, потому что в этом случае осколки керамики вместе с газами могут попасть обратно в камеру сгорания, повредив поршневую.
Понятно, что от таких опасных проблем необходимо как можно быстрее избавиться. Основных способов три:
- Замена катализатора на новый оригинальный;
- Установка универсального катализатора;
- Удаление узла (или выбивание керамических сотов).
Первый способ-эффективный, но дорогой. Из-за драгоценной начинки стоимость оригинала может доходить до десятков тысяч гривен. Второй — дешевле, но не лишен проблем: заменители имеют небольшой ресурс. Наконец, третий способ, помимо того, что самый бюджетный, позволяет решить проблему раз и навсегда.
Однако, катализатор недостаточно просто вырезать или выбить. На его месте желательно разместить пламегаситель ( «стронгер»), который будет снижать температуру газов, чтобы избежать разрушения выхлопной системы. Помимо физического удаления, нейтрализатор обязательно нужно отключить программно, иначе работа двигателя будет нестабильной.
Поэтому для выполнения всех этих работ нужно обратиться к профессионалам. На СТО Master Service катализатор удалят грамотно: подберут стронгер для вашей модели, прошьют ЭБУ под Евро-2. И ваш автомобиль снова начнет дышать полной грудью!