Что такое исследовательский центр

В наши дни каждый является экспертом. Эксперт по борьбе с вредителями, специалист по сантехнике, специалист по погоде и так далее.

Но что такое экспертиза на самом деле?

Распространенная концепция заключается в том, что эксперты знают больше и работают лучше, чем те, кто их окружает.

С этой точки зрения, экспертиза относится к знаниям и навыкам, которые отличают лучших исполнителей от новичков и менее опытных людей.

В некотором смысле компетентность относительна. Это ключевая идея, которая делает фильм «Идиократия» таким интересным. В нем обычный Джо, который является абсолютно средним по всем измеримым параметрам, переносится в будущее, где человечество перешло к наименьшему общему знаменателю. Внезапно Джо становится постоянным экспертом во всем.

Одним из удобных показателей, часто используемых в исследованиях когнитивной области для определения того, является ли кто-то экспертом, является то, считают ли его таковым другие люди в их области.

Другие быстрые и простые признаки: ‘обладает большими знаниями и опытом’, ‘имеет ученую степень или сертификацию’, ‘всегда (или почти всегда) прав’ и ‘может решать очень сложные проблемы’.

Эти показатели достаточно хорошо зарекомендовали себя в прикладных исследованиях. Тем не менее, исследователи продолжают изучать природу экспертизы для ее дальнейшего раскрытия. Важным результатом этих исследований является то, что существуют различные виды экспертизы. И это имеет значение для того, как приступить к ее созданию. Кстати, Центр специальных исследований и экспертиз доступен на страницах специализированного сайта.

Два вида экспертизы

К. Андерс Эрикссон и Джию Хатано — два ученых, которые изучают экспертизу. Их исследования привели их в несколько расходящихся направлениях. В результате они также дают разные советы о том, как вы могли бы наращивать экспертизу.

Эрикссон — известный когнитивный психолог, который десятилетиями изучал обучение и компетентность. Его определение фокусируется на последовательности.

В обсуждении превосходной работы экспертов в современных направлениях психологической науки Эрикссон и Уорд определяют компетентность как мышление и качества, которые приводят к неизменно превосходной работе.

Это очень соответствует нашему определению выше.

Хатано и Инагаки расширили это понятие экспертизы в своих исследованиях. Эти исследователи заметили, что, по-видимому, существует два вида экспертизы.

Сначала они описали одну из форм экспертизы почти так же, как Эрикссон и другие. Они назвали это рутинной экспертизой. Обычные эксперты могли последовательно решать проблемы, но полагались на рутинные процедуры, которые они использовали много раз раньше.

Однако они также обнаружили, что в группах признанных экспертов некоторые оказались даже более опытными, чем другие.

Они обнаружили, что этих ‘экспертов среди экспертов’ отличает способность не просто решать проблемы, но решать их по-новому, изобретая новые процедуры и стратегии. Хатано и Инагаки назвали то, чем обладали эти эксперты, адаптивной экспертизой.

По словам Хатано, вы знаете, что обладаете адаптивной экспертизой, когда можете действовать с пониманием. Вы знаете, что у вас есть понимание, если вы можете сделать следующее:

  • вы можете объяснить, почему определенные стратегии или процедуры работают, а другие нет
  • вы можете различать подходящие и неподходящие способы модификации стратегий
  • вы можете менять свои стратегии в ответ на изменения в окружающей среде

Как вы получаете экспертизу?

Два разных способа мышления об экспертизе приводят к разным идеям о том, как ее создавать.

Практикуйтесь, ищите обратную связь, анализируйте

Представление об экспертных знаниях как о неизменно высокой производительности привело Ericsson к рекомендации режима обучения, который включает в себя множество повторений задач и видов деятельности. По словам Ericsson, вы можете наращивать компетентность с помощью:

  • Практика: Ваша цель во время практики должна состоять в том, чтобы глубоко сконцентрироваться и выступить немного лучше, чем в прошлый раз
  • Обратная связь: Когда вы выполняете задачу или проблему, ищите отзывы о точности.
  • Анализ: Когда вы не практикуетесь, изучите прошлые шаги или решения — свои собственные или опытных экспертов

Следуя этому рецепту, вы должны постепенно (в течение 10 000 часов) достичь того уровня, когда сможете последовательно использовать навык на более высоком уровне.

Практикуйте, объясняйте, модифицируйте

Хатано и Инагаки рекомендуют аналогичный подход (много практики), но с важными изменениями.

  • Практика: Ваша цель при отработке навыков должна заключаться в том, чтобы выяснить, что происходит, когда вы применяете различные стратегии.
  • Объясните: Каждый раз, когда вы применяете стратегию и наблюдаете результат, вы должны пытаться объяснить, почему это сработало или нет.
  • Изменение: при повторной отработке навыка измените какой-либо аспект задачи или проблемы или свою стратегию подхода к ней.

Ключ к подходу Хатано к наращиванию экспертизы заключается в том, что вы продолжаете искать новые проблемы, которые бросают вызов вашему текущему уровню навыков и знаний.

Выбери свой яд, я имею в виду практику

Идеи Эрикссона о том, как наращивать экспертизу, кажутся подходящими для построения того, что Хатано называет обычной экспертизой. Особенно если вы пытаетесь накопить экспертные знания в области физических навыков, таких как теннис или балет, или в областях с управляемыми проблемными пространствами, таких как шахматы.

Во многих областях проблемные пространства гораздо более открыты и динамично меняются. Постоянно появляются новые болезни, новые экономические кризисы, новые погодные условия. Для решения проблем такого рода вам нужна адаптивная экспертиза.

Хотя Эрикссон и Хатано согласны с тем, что необходимо много-много практики, у них разные представления о том, как вам следует практиковаться. Кажется, что оба подхода помогут вам стать лучше в том, чем вы занимаетесь. Но, прежде чем вы начнете решать бесконечное количество задач по математическому анализу или изучать бесконечные массивы рентгенограмм грудной клетки, возможно, вам захочется подумать о том, какого рода компетентность вы надеетесь развить. Таким образом, вы сможете принять практическую стратегию, которая поможет вам достичь цели.