Около 47% используемого в США урана приходится на импорт из России, Казахстана и Узбекистана
Россия рассматривает возможность запрета на экспорт урана в США в качестве ответной меры на эмбарго Вашингтона на закупки российских энергоресурсов, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак.
США ввели эмбарго на прямые закупки российских энергоресурсов – нефти, нефтепродуктов, угля и сжиженного природного газа (СПГ) – 8 марта. Тогда же Вашингтон запретил американским компаниям прямые инвестиции в российский энергетический экспорт. По словам Александра Новака, эти ограничения не сильно отразились на России, так как отечественные компании поставляли в США около 3% экспортной нефти и 7% экспортных нефтепродуктов.
Ранее американские сенаторы-республиканцы предложили отказаться от закупок российского урана, заявив, что смогут добывать его «более экологичным способом» в штате Вайоминг.
США являются крупнейшим в мире производителем атомной электроэнергии. Из 440 энергоблоков мира в США находятся 93.
55 американских АЭС суммарной мощностью 95,5 ГВт вырабатывают 19,7% электроэнергии в США. По данным Energy Information Administration (EIA), по итогам 2020 года около 90% используемого в США урана приходится на импорт. Из них 47% – на поставки из России, Казахстана и Узбекистана.
Рынок урана в США контролируется двумя крупными группами поставщиков. Канада и Австралия поставляют 34%. Россия и Казахстан – 38,6%. В госкорпорации «Казатомпром» контрольные пакеты принадлежат «Росатому». Обогащение казахстанского урана производится на российских заводах.
Единственное коммерческое предприятие по обогащению урана в США находится в штате Нью-Мексико и принадлежит компании Urenco.
Оперативно нарастить добычу и обогащение ядерного топлива при запрете импорта российского урана эта компания не может. Мощность завода составляет 4,7 млн ЕРР/год (единицы разделительных работ), тогда как потребность США оценивается в 12 млн EPP/год.
Официально разведанных запасов урана в Америке – всего 1% от мировых.
17 марта 2022 года группа сенаторов-республиканцев внесла на рассмотрение законопроект, предполагающий запрет на импорт в страну урана из России в связи с событиями на Украине.
Об этом говорится в заявлении инициатора законопроекта – сенатора от штата Вайоминг Джон Баррассо, известного как активный противник «Северного потока – 2». Законопроект поддержали республиканцы Синтия Ламмис (Вайоминг), Роджер Маршалл (Канзас) и Кевин Крамер (Северная Дакота).
На этой новости фьючерсы на уран пошли вверх и достигли 56,35 долл./фунт, что лишь немного ниже рекордных значений со времен аварии на японской АЭС Фукусима — 1 в марте 2011 года. Сенатор Баррассо заявил, что «настало время навсегда убрать российские энергоресурсы с американского рынка». «Запрет на импорт урана из России еще больше ослабит военную машину России, поможет возродить американское производство урана и укрепит нашу национальную безопасность», – говорится в заявлении сенатора. Национальная горнодобывающая ассоциация США (NMA) поддержала законопроект.
Ранее, как сообщило Reuters, ряд американских энергетических компаний (Duke Energy Corp, Exelon Corp), а также Институт атомной энергетики США просили Белый дом не вводить санкции против поставок российского урана.
«Американская атомная энергетика https://www.donnews.ru/ зависима от дешевого российского урана», – рассказал один из источников Reuters. Лоббисты американского атомпрома подключили свои рычаги, чтобы убедить Белый дом не отменять импорт урана из России.
Исторически сложилось так, что в США уран обогащали по малоэффективной и дорогой газодиффузной технологии, а в СССР – на центрифугах, требовавших в 50 раз меньше электроэнергии. Поэтому сразу после окончания холодной войны американцы перешли на российский обогащенный уран, который обходился им намного дешевле.
Сейчас корпорация Westinghouse наполняет топливные сборки для реакторов либо европейским ураном, закупаемым у британско-немецко-голландского концерна URENCO, либо российским, поставляемым «Техснабэкспортом».
Вашингтон серьезно отстает от мировых лидеров по большинству направлений: по добыче урана, по строительству атомных реакторов, по обращению с отработавшим ядерным топливом. Для перехода на полное самообеспечение ядерным топливом Штатам придется потратить очень много времени и денег.
В 2020 году российский уран стоил в среднем около 25 долларов за фунт, что дешевле казахстанского урана (33 доллара за фунт), канадского урана (35 долларов за фунт) или австралийского урана (39 долларов за фунт). Цена за фунт с американского рудника Каньон, расположенного вблизи от священного места племени Хавасупай Ред-Бьютт, составляет 50 долларов.
Многие индейские племена Америки выступают против добычи и переработки урана на своих землях. Урановая промышленность оказала разрушительное воздействие на земли племени навахо, оставив более 500 заброшенных урановых рудников, которые до сих пор загрязняют почву и воду. На протяжении десятилетий племя Хавасупай выступало против рудника Каньон на землях своих предков и призывало Министерство энергетики США исключить рудник из любой федеральной программы по разработке запасов урана. Многие племена поддерживают постоянный запрет на новые урановые рудники на федеральных землях вокруг Гранд-Каньона. На юго-востоке штата Юта активисты племени Ют-Маунтин-Ют добиваются закрытия единственного действующего в США завода по обогащению урана, расположенного вблизи от национального монумента Bears Ears (Медвежьи Уши).
Шансы на принятие законопроекта о запрете импорта российского урана колеблются. Против законопроекта выступили либеральные СМИ. Газета The Washington Post провела своё расследование технического обоснования законопроекта сенатора Джона Баррассо, которое показало, что «цифры, которые приводит Барассо, вероятно, преувеличены, а его расчеты не имеют особого смысла» (his math does not make much sense).
Бесперспективность реанимации американской урановой отрасли подчёркивается тем, что прошлом году Конгресс США выделил $75 млн на финансирование разработки запасов американского урана, но с тех пор ни цента из этих денег не было потрачено.
США между тем продавили согласие Германии на запрет ввоза урана из России, сообщает Politico. «Постпред Германии при ЕС объявил о новой позиции Берлина, заявив, что он не только согласен с нефтяными санкциями, но и активно поддерживает поэтапный отказ от нефти, а не просто ограничение цен, а также запрет на российский уран», – сообщил изданию источник.
Резкий скачок цен на уран выгоден ведущим мировым поставщикам ядерного топлива для АЭС, среди которых лидирует американская корпорация Westinghouse. Добившись отказа Европы от импорта российского урана, американцы продадут им втридорога топливо для оставшихся в Евросоюзе АЭС.
Если все же США запретят импорт российского урана, то это обернется для США ещё более негативными издержками, чем те, которые сейчас наблюдаются в Соединённых Штатах из-за эмбарго Вашингтона на российские нефть, газ и уголь, отметил заместитель гендиректора российского Института национальной энергетики Александр Фролов: «Это может привести к закрытию ряда энергоблоков на АЭС в США и к необходимости искать других поставщиков на рынке урана. Но быстро найти таковых Вашингтону точно не удастся. При этом Россия найдёт себе новых покупателей урана, поскольку во многих странах мира продолжают строиться атомные электростанции и энергоблоки, которые создадут дополнительный спрос на рынке».
Если же Россия сама прекратит экспорт урана в США и Евросоюз, она сформирует новый, более надежный рынок на более выгодных условиях, участниками которого могут стать Индия, Китай и Иран.
ВЛАДИМИР ПРОХВАТИЛОВ