Черная пятница

История «Черной Пятницы» начинается раньше, чем мы привыкли представлять — и точно не связана с интернет-магазинами. В древности, когда еще не было ни интернета, айфонов и курьерской доставки за 2 часа, следующий день за Днем благодарения в США становился началом праздничных распродаж. Торговцы и покупатели таким образом открывали сезон подготовки к Рождеству (которое в западной традиции христианства отмечается 25 декабря). Президент США Линкольн определил, что День благодарения следует официально праздновать в последний четверг ноября. В те времена распродажи следующей пятницы https://blackfriday-russia.ru/ не имели никакого отдельного названия. А «черной» пятницу называли совсем другую — 24 сентября 1869 года, когда спекуляции на рынке золота вызвали небывалый скачок, а затем обвал цен.

А теперь, чтобы понять, откуда пошла традиция распродаж, ненадолго перенесемся в Канаду. 1905 года канадский супермаркет Eaton’s начал проводить парады в честь Дня благодарения с Санта-Клаусом в фургоне, который ехал по улицам Торонто. 1913-го фургон заменили настоящей запрягою из оленей. А в 1916-го добавили целый ряд персонажей — помощников Санты. Пример вдохновил канадцев 1924 года сеть магазинов macy’s запустить собственный парад ко Дню благодарения в Нью-Йорке. Парад открывал сезон шопінґу — а скидки и предложения ритейлеры придерживали до этого дня, предварительно договорившись не начинать распродажи к проведению праздничного парада.

1939 года, в разгар Великой Депрессии, День благодарения выпал на 5-ю неделю месяца. Крупные поставщики и сети магазинов написали коллективное письмо президенту США Рузвельту с просьбой перенести День благодарения с последней недели месяца на 4-ю неделю — иначе в ожидании распродаж они все просто обанкротятся, потому что не смогут выплатить вовремя зарплату и долги и налоги. Возникла путаница — часть покупателей ушли на новую дату», часть — на »старую». Постановление Рузвельта выполнили лишь 32 штаты, и многим компаниям пришлось давать своим сотрудникам 2 дополнительных выходных вместо одного.

Как и когда «Черная пятница» получила окончательную дату проведения

В 1941 году в это дело вмешался Конгресс США. Законодательно было закреплено, что День благодарения отмечают в 4-й четверг ноября, на какую бы дату он не приходился. С 1950-х люди начали в Штатах массово брать выходной за свой счет, жалуясь на недуги или проблемы в семье после Дня благодарения — таким образом получая 4-дневную рабочую неделю вместо обычного. Большинство магазинов в это время были открыты и именно начинали активные продажи к Рождеству, поэтому, чтобы не выяснять, кому следует урезать зарплату за прогулы, бизнесы начали просто стимулировать своих сотрудников к выходу в этот день в отпуск.

Какие мифы связано с этим названием

Интернет-мифология — вещь упрямая. Постоянно в этот период по соцсетям распространяется миф о том, что мол пятницу назвали «черной» ибо когда торговцы рабами организовывали в этот день аукционы по продаже «живого черного золота». Однако это не так. Название «Черная пятница» не была популярной вплоть до 1966 года. Под таким заголовком вышла публикация о пробках в Филадельфии через старт праздничного сезона (большинство автомобилей тогда были черного цвета), а также реклама в журнале The American Philatelist.

Какая динамика продаж в современной торговле благодаря этому дню

Исторически почти половина всех закупок подарков и товаров до Рождества и Нового года происходят в Северной Америке и Европе именно в этот день. Отслеживание объемов и динамики продаж в США началось официально с 1992 года. Первое падение продаж произошло во время сезона экономического кризиса в 2008-м — после продажи постоянно росли. Уже в 2011 году распродажи в этот день составили в эквиваленте $12,3 млрд.