Blender 3D

Blender — пакет для создания трехмерной компьютерной графики, включающий в себя средства моделирования, анимации, рендеринга, пост-обработки видео, а также создания видеоигр (движок Blender Game Engine; эту возможность удалили в версии 2.80).

Особенностями пакета являются малый размер, высокая скорость рендеринга, наличие версий для множества операционных систем — FreeBSD, GNU/Linux, Mac OS X, SGI Irix 6.5, Sun Solaris 2.8 (sparc), Microsoft Windows, SkyOS, MorphOS и Pocket PC. Пакет имеет такие функции, как динамика твердых тел (Rigid Body), жидкостей (Liquid simulation) и мягких тел (Soft body), систему горячих клавиш (hot key), большое количество легко доступных расширений, написанных на языке Python. Начиная с версии 2.61 появились функции «отслеживание камеры» (англ. camera tracking) и «захвата движения» (англ. motion capture или mocap).

Программа является свободным программным обеспечением и распространяется под лицензией GNU GPL.

История

Blender был разработан как рабочий инструмент голландской анимационной студией NeoGeo (не имеет отношения к игровой консоли Neo-Geo). В июне 1998 года автор Blender’а, Тон Розендаль (Ton Roosendaal), основал компанию Not a Number (NaN) с целью дальнейшего развития и сопровождения Blender. Программа распространялась по принципу условно-бесплатного программного обеспечения (англ. shareware).

В 2002 году компания NaN обанкротилась. Усилиями Тона Розендаля кредиторы соглашаются на изменение лицензии распространения Blender в пользу GNU GPL с условием единовременной выплаты €100000. 18 июля 2002 года началась программа по сбору спонсорских пожертвований на покрытие необходимой суммы. Уже 7 сентября 2002 года было объявлено о том, что необходимая сумма набрана, и в планах перевести в ближайшее время исходный код и сам Blender под лицензию GPL.

13 октября 2002 года компания Blender Foundation представила продукт под лицензией GNU GPL.

В настоящее время Blender является проектом с открытым исходным кодом и развивается при активной поддержке Blender Foundation. Кстати, приобрести Blender 3D на русском языке вы можете на страницах нашего специализированного сайта.

Возможности

Характерной особенностью пакета Blender является его небольшой размер и поддержка многих популярных операционных систем.

Функции пакета:

  • Поддержка разнообразных геометрических примитивов, включая полигональные модели, систему быстрого моделирования в режиме subdivision surface, кривые Безье, NURBS surfaces, metaballs, отсечения полигонов и векторные шрифты.
  • Универсальные встроенные механизмы рендеринга и интеграция с YafRay.
  • Инструменты анимации, среди которых inverse kinematics, арматурная (скелетная) и сеточная деформация, ключевые кадры, нелинейная анимация, timeline, vertex weighting, constraints, динамика мягких тел включая определение коллизий формы объектов при взаимодействии, динамика жидкостей, Bullet динамика твердых тел, система волос на основе частиц и система частиц при определении коллизий объектов.
  • Python используется как средство создания инструментов и прототипов, системы логики в играх, как средство импорта/экспорта файлов (например COLLADA), автоматизации задач.
  • Основа системы нелинейного редактирования видео и работы с музыкой.
  • Game Blender — підпроєкт Blender, предоставляющий интерактивные функции, такие как определение коллизий, движок динамики и программируемая логика. Также он позволяет создавать отдельные real-time приложения начиная от архитектурной визуализации до видео игр.

Дополнительные особенности

  • В Blender Объект (который представляет собой сущность, которая взаимодействует с окружающим миром) и его Данные (определенная форма/функции объекта) разделены. Отношение Объект-Данные представляется отношением m: n (термин, относящийся к теории баз данных, обозначает возможность нескольких объектов использовать одни и те же данные) и динамически связаны между собой, позволяя использовать некоторые процессы быстрого моделирования, уникальные для Blender.
  • Внутренняя файловая система, позволяющая хранить несколько сцен в едином файле (так называемом .blend файле).
  • Все «.blend» файлы совместимы как с более старыми, так и с более новыми версиями Blender. Так же, все они переносимые с одной платформы на другую. И могут использоваться как средство переноса созданного ранее контента.
  • Blender делает резервные копии проектов во время всей работы программы, что позволяет сохранить данные при непредвиденных обстоятельствах.
  • Все сцены, объекты, материалы, текстуры (только собственные, не импортированные), звуки, изображения, post-production эффекты могут быть сохранены в единый «.blend» файл.
  • Настройки рабочей среды могут быть сохранены в «.blend» файл, благодаря чему при загрузке файла Вы получите именно то, что сохранили в него. Файл можно сохранить как «пользовательский по умолчанию», и каждый раз при запуске Blender Вы будете получать необходимый набор объектов и подготовленный к работе интерфейс.

Однако, содержание «.blend» файл меньше похож на структурированное описание объектов и их взаимоотношений, и ближе к прямому дампу области памяти программы. Это делает практически невозможным преобразование «.blend» файлов в другие форматы. При этом следует заметить весьма продвинутый механизм экспорта в разнообразные форматы, такие как obj, dxf, stl, 3ds и прочие (список постепенно растет).

Интерфейс пользователя

Blender имел репутацию программы, сложной для изучения. Практически каждая функция имеет соответствующее ей сочетание клавиш, и учитывая количество предоставленных возможностей в Blender, каждая клавиша включена в более чем одно сочетание (shortcut). С тех пор как Blender стал проектом с открытым исходным кодом, были добавлены полные контекстные меню ко всем функциям, а использование инструментов сделано более логичным и гибким. Прибавим сюда дальнейшее улучшение пользовательского интерфейса с введением цветовых схем, прозрачных плавающих элементов, новой системой просмотра дерева объектов и разными мелкими изменениями.

Пользовательский интерфейс Blender’а следует следующим выразительным концепциям:

  • Режимы редактирования. Два основных режима Объектный режим (Object mode) и Режим редактирования (Edit mode), которые переключаются клавишей Tab. Объектный режим в основном используется для манипуляций с индивидуальными объектами, в то время как режим редактирования — для манипуляций с фактическими данными объекта. К примеру, для полигональной модели в объектном режиме мы можем перемещать, изменять размер и вращать модель целиком, а режим редактирования используется для манипуляции отдельных вершин конкретной модели. Также есть некоторые другие режимы, такие как Vertex Paint и UV Face select.
  • Широкое использование горячих клавиш. Большинство команд выполняются с клавиатуры. До появления 2.x и особенно 2.3 x версии, это был единственный путь выполнять команды, и это было самой большой причиной создания репутации Blender’y как сложной для изучения программы. Начиная с версии 2.5, программа имеет полноценный графический интерфейс.
  • Управление рабочим пространством. Графический интерфейс Blender’а состоит из одного или нескольких экранов, каждый из которых может быть разделен на секции и подсекции, которые могут быть любой частью интерфейса Blender’a. Графические элементы каждой секции могут контролироваться теми же инструментами, что и для манипуляции в 3d пространстве, для примера можно уменьшать и увеличивать кнопки инструментов тем же путем, что и в 3d просмотре. Пользователь полностью контролирует расположение и организацию графического интерфейса, это делает возможным настройку интерфейса под конкретные задачи, такие как редактирование видео, UV mapping и текстурирование, и спрятать элементы интерфейса которые не нужны для данной задачи. Этот стиль графического интерфейса очень похож на стиль, используемый в редакторе UnrealEd карт для игры Unreal Tournament.

Вся информация, изложенная на сайте, носит сугубо рекомендательный характер и не является руководством к действию

На главную