В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг.к н.е.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. к н.э.), в Китае существовал запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. к н.е., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Нэй-цзин» может считаться поэтому самой древней в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.
При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи семисот лет назад.
Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.е., использовал для анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.е.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который выразил основополагающее и обширное обучение в области медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков. Подробнее про печень в китайской медицине читайте на страницах нашего специализированного сайта.
Другой значительной вехой в истории китайской медицины является Ли шичжень в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му».
В целом до нас дійшле более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.
Значительное место в китайской медицине всегда занимала превентивная медицина. Идея предотвращения болезней стояла в самом начале врачебного наследства Древнего Китая, дошел до нас. Так, например, содержанием одного из диалогов в первой главе книги «Нэй-Цзин» является вопрос о том, как человек может сохранять свое здоровье. По этой причине гигиенические мероприятия и борьба с паразитами постоянно выполняли важную роль в китайской истории. В период Танской династии (618-907 гг. н.е.) китайским врачам уже было известно, что проказа является инфекционной болезнью, и больные изолировались от здоровых людей. Предохранительные прививки против оспы были проведены впервые не английским врачом Дженнером (1749-1823), как считают на Западе. Протівооспенная прививка была открыта в Китае и впервые использована здесь приблизительно в одиннадцатом столетии, причем сыворотка, взятая у больных оспой, вводилась здоровым людям в целях профилактики. Китайская книга «Новая книга о прививках против оспы» (Чжун-тоу Хын-жу), новаторский труд в области иммунологии, была известна в XVI веке в некоторых странах Европы и Азии.
И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. к н.е.) и Хань (206 г. к н.э — 220 г. н.е.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Китайская книга, имевшая нормативное значение, по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.
Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался упадок традиционной медицины в Китае.
Господствующая верхушка страны начала отдавать предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в упадок. Дело дошло до настоящего подавления китайской медицины при гоміндановськом правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло ей снова мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее китайской медицины заключается в соединении традиционной китайской и современной западной методик.
Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. к н.е.) до династии Чжоу (1066-1221 гг. к н.е.) различия существовали между дієтологією (Инь-ян-и), лечебной медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией (Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг) до династии Сун (960-1279 гг) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных направлений:
1. Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).
2. Общая медицина (Цзэ-и).
3. Педиатрия (Хао-фэн-май).
4. Лечение параличей (Фэн-га).
5. Гинекология (Фу-гэ).
6. Офтальмология (Ян-гэ).
7. Стоматология (Гоу-ци).
8. Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).
9. Ортопедия (Чжен-гу).
10. Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).
11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура (Чжень-цзю).
В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингологія, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.
Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются в соответствии с показаниями в различных областях медицины:
1.Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).
2. Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).
3. Банки (Хуа-гуань).
4. Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).
5. Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа) (Шуй-лао).
6. Бальнеотерапия (Ю-фа).
7. Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).
8. Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).
9. Грязи (Ни-лео).
10. Лечебная гимнастика (Дао-инь).
11. Массаж (Дуй-на).
12. Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).
13. Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей) (Ни-жи).
14. Надрезы кожи (Га-чжи).
Различные методы находят в настоящее время в Китае разнообразное применение во врачебной практике и по возможности совершенствуются.
В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:
1. Рассмотрение человека как единая целая (Чжэн-ди).
2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов (Бинь-чжэн)*.
Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, являются разными аспектами единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги «Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха), определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».
А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».
При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина предоставляет профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад, находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь». Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)». К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.
Целостный подход к анализу явлений
Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на двух факторах:
1. Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единый целый.
2. Признания целостности взаимоотношения между человеком и природой.