В конце XV века образовалось единое Российское государство. Россия в то время состояла в союзе с турецким вассалом – Крымским ханством. Однако уже тогда, задолго до того, как столкнулись реальные интересы России и Турции, Рим и Венеция пытались стравить эти две державы.
«Византийское наследство»
Идеей-фикс Ватикана всегда было обращение «восточных схизматиков» в католичество. Взятие турками Константинополя в 1453 году, казалось, открывало для этого благоприятные перспективы. Хотя турки не препятствовали исповеданию своими новыми подданными православной веры (около, а то и больше половины населения Османской империи были христианами), но политическая зависимость константинопольского патриарха от иноверного султана неприятно отзывалась в сознании православных, на чём Рим успешно спекулировал.
Римский «святой» престол рассчитывал создать коалицию европейских держав, под своей эгидой, и восстановить Византийскую империю, но обратить её христианское население в католичество напрямую или посредством унии. Как пишет Независимый публицист , планы папского престола активно поддерживала Венеция, где нашла убежище бежавшая элита Византии, и которая ещё в 1204 году, после Четвёртого крестового похода, владела Константинополем. Но одной Венеции для осуществления этого обширного геополитического проекта было мало. В поисках орудия своих замыслов Ватикан обратился к Восточной Европе – к Польше и Литве, а также к недавно возникшей и загадочной России.
В 1472 году Ватикан удачно выдал византийскую принцессу, католичку Зою, замуж за московского великого князя Ивана III. История этого сватовства и этого брака выдаёт блестяще проведённую папским престолом совместно с Венецией «спецоперацию» по внедрению своего агента влияния в высшие сферы «схизматического» государства. Однако на последнем этапе «спецоперация» внезапно сорвалась. «Агент» оказался двойной: вместо того, чтобы способствовать принятию правящим классом Московии униатства, Зоя обернулась православной царицей Софьей, а папский легат был выдворен из России. Тем не менее, идея преемственности России от Византии была посеяна и дала горькие всходы.
Подстрекательства Рима в XVI веке
В начале XVI века среди образованных русских людей распространяется концепция «России – Третьего Рима». Первоначально она не предусматривала никаких завоеваний. Православное царство просто переместилось из Константинополя на Москву, как раньше оно перешло из Рима в Константинополь. Но потенциально из неё можно было развить идею подчинения всех православных стран власти русского царя.
Ватикан использовал мессианские настроения русской элиты в своих интересах. С середины XVI века учащаются сношения между ним и Москвой. Со стороны Ивана Грозного они не встречают препятствий. Напротив, ярым врагом сближения папского и царского престолов стала Польша. Её правящему классу не нравилось, что Рим хочет видеть в России одного из важнейших участников будущей антитурецкой коалиции. С его точки зрения это означало утратить уникальное значение Польши для католического Запада как форпоста на рубеже со схизматиками и мусульманами.
Польша неодобрительно отнеслась к миссиям Ватикана, направлявшимся с целью примирения России и Польши в Ливонской войне. Наоборот, Иван Грозный все такие попытки посредничества принимал охотно. При этом Ватикан соблазнял московского государя новыми политическими идеями. Так, в 1576 году, вместе с послом Рудольфом Кленкеном, папский престол подал мысль об учреждении на Москве независимого от Константинополя патриаршества. Это и было осуществлено спустя 12 лет.
В конце XVI века Ватикан ещё склонялся к тому, что Польша может быть главной силой в планируемом сокрушении османского могущества в Европе. Однако в инструкции папскому послу аббату Комуловичу (славянину), направленному в Россию в 1594 году, даётся чёткое указание побуждать московского государя к войне против Турции в союзе с западноевропейскими нациями. В качестве приза папский престол сулил царю порты на Чёрном море, а в перспективе – сам Константинополь.
Третий Рим как завоевательная доктрина
Интересы России и Турции не сталкивались непосредственно до конца XVIII века. Но обе державы стремились играть роль мировых и часто руководились соображениями духовного лидерства. Так, ещё в 1569 году османский султан Селим II предпринял военную авантюру с целью отнять у России бывшие владения своих единоверцев – Астраханское и Казанское царства – закончившееся позорнейшей неудачей. Ещё раньше Россия поссорилась с османскими вассалами – ханами Крыма. Все эти столкновения подталкивали русский правящий класс к восприятию западных идей об экспансии за счёт османских владений.
Немалую роль играли в этом и лукавые греческие иерархи, которые благоденствовали под властью османских султанов, но приходя в Россию выклянчивать богатую милостыню, неизменно жаловались на своё тягостное житьё под игом иноверцев и льстили московским царям как «самым могущественным в мире» и «освободителям христианства». Так незаметно идея Третьего Рима как чисто духовной преемственности трансформировалась в доктрину внешних завоеваний.
Особенно ярого сторонника священной войны с Турцией папский престол обрёл в лице Лжедмитрия I, но краткость его царствования не дала ему осуществить эти авантюристические планы. В результате Смутного времени Россия была вынуждена надолго отказаться от подобных идей. Царствование Михаила Романова (1613-1645) – время мирных отношений между Россией и Турцией, ради которых царь в 1642 году отказался даже от принятия в дар Азова, завоёванного донскими казаками.
Но при Алексее Михайловиче (1645-1676) идея объединения всех православных народов под властью московского царя овладевает правящими сферами России. Её поддерживает патриарх Никон (1652-1666), начавший церковную реформу ради унификации обрядов русской церкви с обрядами церкви греческой. Свержение Никона из сана не положило конец планам создания всеправославного царства. Когда было легко довершить присоединение всей Украины к России, Алексей Михайлович заключил перемирие с Польшей и вместе с ней в 1672 году начал воевать против Турции. Война не привела к успеху, и уже правительство царевны Софьи в 1682 году заключило с Турцией Бахчисарайский мир на условиях статус-кво. Впоследствии оно ещё два раза неудачно посылало войско на завоевание Крыма.
К экспансии за счёт турецких земель Россия смогла успешно приступить только в конце XVIII века. Но ради более раннего осуществления химеры «освобождения Константинополя», внушённой из Рима московским царям, была роковым образом надолго отложена задача воссоединения «всея Руси».