Обучение детей чтению — одна из самых сложных, кропотливых и отнимающих много времени частей преподавания английского языка. В настоящее время существует множество подходов к обучению чтению. Однако я сосредоточусь на двух популярных и эффективных методах: акустике и “Смотри и говори”.
Акустика
Акустика — это метод обучения маленьких учащихся чтению, который фокусируется на том, как буквы издают звуки и как из этих звуков складываются слова. Этот подход не ориентирован на значение, он касается только расшифровки и произношения. Учителя должны ставить точность превыше скорости, потому что беглость (то есть скорость, аккуратность, выразительность и понимание) придут со временем.
Акустика — это изучение взаимосвязи между устной и письменной речью, то есть фонематическим знанием и формой букв. Каждая буква или комбинация букв представляет звук или группы звуков. Информация кодифицирована, поскольку для чтения мы должны уметь распознавать, какие символы издают те или иные звуки. Детей обучают звукам 44 букв, которые представляют собой смесь звуков алфавита:
- графема (1 звук – 1 буква, например, c, t, a )
- орграфы (1 звук – 2 буквы, например, sh, th, ai, ue )
- триграфы (1 звук — 3 буквы, например, борьба )
Эта информация содержится в алфавитном коде. Вы не можете выбрать какой-либо один порядок преподавания акустики, но определенно лучше переходить от простой к более сложной акустике.
“Акустика предполагает изучение прозрачного алфавита (например, / k/, как в «cat»), прежде чем переходить к “непрозрачному” алфавиту (например, / k/, как в «school»). Другими словами, детей обучают простым шагам, прежде чем обучать усложнениям и вариантам произношения и написания полного алфавитного кода”(© Википедия).
Поэтому детей сначала учат https://skillandia.ru/ графемам и высокочастотным каверзным словам, затем орграфам и триграфи; затем менее частотным каверзным словам. Более того, лучше основывать фонетику на целевом словаре, чтобы фонетика не была отделена от основного курса и дети учились по ходу дела.
Что такое сложные слова?
Некоторые слова не соответствуют легко распознаваемым шаблонам. Дети должны выучить эти слова целиком, на слух. Носители языка многому из этого учатся в школе с помощью стихов, поэтому один из способов научить их — произносить слово, рифмующееся со сложным словом (например, “башмак” рифмуется с “зоопарком”, а ”ключ» “ с ”деревом»). Еще один хороший способ потренировать их — игры в виде карточек.
Когда ребенок учится читать, необходимо усвоить важные вещи:
- как звуки представлены написанными буквами;
- как смешивать (синтезировать) звуки вместе, чтобы составить слова;
- как разделять по орфографии (например, по буквам ваше имя).
Детей учат читать буквы или группы букв, произнося звуки, которые они обозначают. Например, как научить слову “кошка” с помощью акустического метода.
- Произнесите звук [k].
- Попросите ученика повторить звук.
- Произнесите слово “кошка” целиком [kæt].
- Попросите ученика повторить слово целиком.
- Произнесите несколько других слов, начинающихся на [k]: “торт”, “чашка”, “кока-кола”.
- Подготовьте карточки с разными картинками. Произносите слова так, чтобы учащийся мог слушать, и выбирайте слова со звуком [k] (чтобы попрактиковаться в распознавании звуков)
- Попросите ученика написать букву, затем слово. (чтобы попрактиковаться в отслеживании и распознавании букв)
Учителя должны читать с детьми полный набор целевой лексики, предложений, комиксов, литературных произведений и следить за тем, чтобы учащиеся имели полный опыт действий, связанных с грамотностью, таких как ролевые игры, песнопения, стихи, но от детей не ожидается, что они будут «читать» текст, который им не по силам, и метод не предполагает угадывания смысла по контексту, картинке и подсказкам из начальных букв. Если учащиеся не умеют читать, за них читает учитель.
Это отличный пятиуровневый курс, которым вы можете воспользоваться.
Плюсы акустики:
- Учащиеся изучают звуки.
- Они учатся читать шаг за шагом.
- Это более понятно, последовательно и основано на лексике.
- Дети могут читать слова, которых они не знают, если они знают написание звуков
Недостатки акустики:
- Учащиеся не могут начать читать, пока не выучат достаточное количество звуков.
- Они могут читать только слова со знакомыми им звуками.
- Это может занять много времени.
- Этот подход не ориентирован на понимание.
Посмотри и скажи
Акустику можно сравнить с целым словом, или подходом ‘Посмотри и скажи’, который фокусируется на распознавании слов. Это метод обучения чтению, основанный на визуальном распознавании и запоминании слов, а не на ассоциации звуков и букв.
Например, используя подход “Посмотри и скажи”, ребенку может быть показано слово “кошка” на карточке и сказано “кошка”. Со временем ребенок усваивает, что когда он видит символ “кошка”, он должен произносить слово “cat”. Таким образом, английский становится своего рода логографическим языком, который содержит тысячи подробных символов, обозначающих отдельные слова.
До 75% слов, используемых в начальных детских печатных материалах, составляютслова с картинками или визуальные образы. Списки визуальных слов были составлены на основе высокочастотных слов, например, список слов Dolch. Эти слова разделены на уровни, которые расставлены по приоритетам и представлены детям в соответствии с частотой их появления в текстах начинающих читателей.
Плюсы “Смотри и говори”:
- Дети быстро усваивают высокочастотные и простые слова.
- Учащиеся научились читать “похожие” новые слова с помощью ассоциаций и распознавания слов. Например, “кошка”, “летучая мышь”, “крыса”. Дети распознают слова автоматически, в результате начинающий читатель сможет идентифицировать большинство слов в начале текста еще до того, как они попытаются его прочитать (при акустическом подходе они видят похожие звуки букв, когда в “Посмотри и скажи” они видят похожие символы).
- Это позволяет детям сосредоточиться на значении и понимании прочитанного без необходимости останавливаться и расшифровывать каждое отдельное слово.
- Это помогает выучить сложные слова с необычным написанием, поскольку их невозможно озвучить, используя базовые знания фонетики.
Недостатки подхода “Посмотри и скажи”:
- Дети должны запоминать тысячи слов и не могут самостоятельно расшифровывать новые слова, с которыми они сталкиваются. Вместо того, чтобы запоминать только 26 букв и соответствующие им фонемы, дети должны использовать свой объем памяти, чтобы запоминать каждое слово как символ.
- Дети могут застрять в чтении, если они не знают, как читать определенные буквы.
- У учащихся могут возникнуть трудности с правописанием.
- Вам всегда нужен образ: картинки или мимика, которые плохо подходят для абстрактных выражений определенных фраз.
Основываясь на приведенной выше информации, я бы рекомендовал комбинировать оба метода, чтобы сделать обучение чтению более продуктивным, понятным, логичным и последовательным.