Огромный выбор шин и конечно лучше всего покупать покрышки в специализированном магазине, особенно ответственно надо относится к подбору импортных шин в отечественных мотоциклов, а так же до скоростных спортивных болидов. Приобретения подержанной резины возможна, и фирменная хоженная шина может в два раза больше пробежать, чем новая отечественная, но покупать такую покрышку надо осторожно. Глубина протектора естественно должна быть не менее 0,8 мм(согласно российским ПДД), и быть без микротрещин, что свидетельствуют об солидный возраст покрышки( чтобы проверить микротрещины, надо согнуть часть покрышки). Покрышек с микротрещинами и следами от ударов избегайте, поскольку жить им осталось не долго. Это элементарные вещи, которыми часто пренебрегают, увлекшись небольшой цене, но поверьте ваша жизнь намного дороже, и жизнь окружающих тоже.
Расшифровка обозначений покрышек
Все обозначения стандартизированы и состоят из: наименования модели и фирмы производителя; размер шины — ширина профиля(в миллиметрах или дюймах), отношение высоты профиля к его ширине(в процентах), посадочный диаметр(в мм, но чаще в дюймах), расположение слоев корда(диагональное или радиальное); индекс грузоподъемности; индекс скорости; максимальное давление воздуха в шине; дата изготовления(неделя и год выпуска); тип шины — камерная или бескамерная; направление вращения колеса(надо при монтаже) ну и последнее — проставляется максимально-допустимое давление воздуха.
Рассмотрим пример: что такое «160/80-15 58H»? Знающий человек скажет, что шина диагональная, она имеет ширину 160 мм и высотой 80% от полного профиля и посадочным диаметром обода 15 дюймов. 58Н означает, что можно безопасно ехать с нагрузкой 236 кг на скорости до 210 км/час. (см. таблички). Индекс скорости — это не тоже самое, что и скорость, с которой можно ездить, а максимально допустимая скорость, при которой нормально накачана шина безопасна на дороге. Не страшно, если скорость, которая зашифрована в индексе, окажется значительно выше технические возможности вашего байка. Гораздо хуже, если наоборот. В таком случае производитель мото-покрышки не гарантирует ее сохранение на высокой скорости. Не дай Бог она лопнет на высокой скорости и виноваты в этом будете только вы, если нехтуватимете маркировкой шины.
Индекс грузоподъемности показывает, какое максимальное нагрузку может выдержать покрышка при эксплуатации. Не надо суммировать вес мотоцикла, водителя, груза и делить всю тяжесть пополам. На заднюю покрышку приходится несколько больший вес(примерно 3 к 2). Очень не советую устанавливать новую шину с более низким индексом грузоподъемности, чем на оригинальных заводских покрышках. Кстати, шины для мотоцикла вы можете приобрести на страницах нашего специализированного сайта.
Профиль покрышки мотоцикла
Шины с треугольным профилем протектора впервые придумала и изготовила компания Dunlop, и они предназначены для дорожно-спортивных мотоциклов(спортбайков). Треугольный профиль значительно увеличивает площадь контакта покрышки с дорогой, при движении мотоцикла с большим наклоном, при прохождении поворота, что позволяет проходить их, избегая бокового скольжения и потери устойчивости на большой скорости. Хороши эти шины на извилистых дорогах. Но на дорогах допускают очень высокие средние скорости, протектор такого профиля изнашивается значительно быстрее. Это особенно относится к аппаратов с двигателями с большим крутящим моментом, поскольку у них часто возникают те, что пробуксували заднего колеса. Поэтому в гонках на треке и на дорожных спортбайках применяют также широкие покрышки с низким профилем, скругленный, который позволяет увеличить площадь контакта протектора с дорожным покрытием. Из за этого повышается сила сцепления колеса, и это позволяет реализовать более эффективные ускорение мотоцикла, а так же сделать и более эффективным торможение.
Плоские(автомобильные) покрышки допускается применять только на сайдкарах(мотоциклы с колясками) и конечно же трайках, поскольку эти аппараты не наклоняются в поворотах. А у всех одиночных мотоциклов, профиль протектора естественно должен быть круглым.
Ранее, на древнее мотоциклы, устанавливали покрышки с более высоким профилем, чем сейчас ставят на современные байки. Покрышка с отношением высоты профиля к его ширине в процентах(Н/В) более 82% называется полнопрофильной, а менее — низкопрофильной. Если в обозначении не указан отношение Н/В, значит она повнопрофільна. У низкопрофильных шин, в сравнении с обычными, менее эластичные боковины, и это повышает устойчивость мотоцикла на высоких скоростях и делает управляемость его более четким и прогнозируемым. Но увы, достигается это в ущерб комфорту водителя и грузоподъемности мотоцикла. Скоростные сверхнизкопрофильные покрышки Н/В= 60-50% используются только для дорог с идеальным гладким покрытием(например, на треке), которых в нашей стране практически не бывает(для наших дорожных инженеров это наверное практически инопланетные космические технологии!!!).
Ширина профиля связана с шириной обода бы соотношением бы = 0,70-0,75 В, т. е. чем шире покрышка, тем, естественно, шире должен быть обед. Чем шире покрышка, тем она круче и убедительнее выглядит, но ограничения из — за цепи не позволят вам сильно разбежаться(подробнее о том, как это побороть, можно почитать здесь).
С шиной одной и той же ширины и профиля уже обед ухудшает устойчивость и управляемость мотоцикла, а слишком широкий обод снижает эластичность шины и ее долговечность. В зависимости от того, низкопрофильная или повнопрофільна шина, при одном и том же посадочном диаметре обода, меняется внешний диаметр покрышки, то есть ее радиус качения. Это означает, что чтобы сохранить прежние динамические качества мотоцикла, следует изменить передаточное отношение трансмисии или заднего моста привода(редуктора), или заменить одну из звездочек, если мотоцикл имеет цепной привод. Если мотоцикл с ременным приводом, то проще воздержаться от установки такой покрышки, чем заказывать или изготавливать дорогостоящий шкив другого размера. Для примера: 15 дюймовая высокопрофильная шина 170/80 имеет такой же радиус качения, как и в низкопрофильной 17 — дюймовой 190/50.
Радиальная или диагональная?
Например, в обозначении на покрышке стоит буква R или значок «-» перед цифрой размера обода. Они означают разный способ укладки слоев корда( радиальная или диагональная). Диагональные конструкции(«-») применялись на мотоциклах и автомобилях прошлых лет. В такой резине слои корда укладываются по диагонали, один поверх другого, под углом относительно продольной оси 40°. Обычно укладывается четыре смежные слои. Недостаток таких шин для мотоциклов — большой вес, то есть хуже динамика. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать для мотоциклов старых моделей «спокойных» и тяжелых круизеров и аппаратов для бездорожья, где решающую роль играет большая высота профиля.
В радиальных шинах(типа R) все нити корда каркаса расположены параллельно по радиусу от одного борта к другому. Нити корда брекера лежат так же, как в диагональным, только под большим углом. По большинству эксплуатационных показателей( сопротивление качению, эластичность и прочность каркаса, износостойкость, ходимость и другим) радиальные шины превосходят диагональные.
Не рекомендуется, а во многих странах запрещается устанавливать на переднее колесо радиальную, а на заднюю — диагональную: это опасно. И наоборот, радиальную можно сочетать с диагональной передней. Но лучше и этого не делать, а устанавливать обе покрышки одинаковой конструкции.
Состав резины
Резина как резина, думают многие рассматривая покрышку. Но на самом деле в составе материала современных покрышек, резина только в их основе, а в остальном это творение химической промышлености. Тип и количество присадок определяют свойства покрышки и в конце концов их поведение при движении мотоцикла. Можно скопировать внешний вид(рисунок) протектора и размеры покрышки, но повторить химический состав нереально. И поэтому неудивительно, что >оригинальная покрышка известной авторитетной фирмы и какая то дешевая китайская подделка, ведут себя на дороге по-разному, особенно на больших скоростях.
Хорошее сцепление с дорожным покрытием мало зависит от рисунка протектора, а в основном зависит от химического состава. Для каждого типа мотоциклов есть свои определенные требования. Для спортивных мотоциклов важно насколько быстро шина нагревается, и нагретая естественно обеспечивает более высокий коэффициент сцепления с асфальтом, чем холодная.
Большая способность покрышки, что несет, важна для тяжелых круизеров и туреров и требует применения в химическом составе резины других компонентов. Внедорожным мотоциклам требуется мягкость шашек протектора на скольских грунтовых трассах, а триальным мотоциклам, что скачут по бетонных плитах и камнях, нужны жесткие покрышки.