Государственное казначейство Украины осуществляет платежи по расходам государственного бюджета через систему своих органов путем безналичного перечисления средств. С этой целью в органах Государственного казначейства открыт бюджетный счет, который называется «Единый казначейский счет».
Функционирование единого казначейского счета как основного счета для проведения финансовых операций и эффективного управления средствами государственного и местных бюджетов через СЭП НБУ регламентируется Положением о едином казначейском счете, утвержденное приказом Государственного казначейства Украины от 26 июня 2002 года за №122.
Единый казначейский счет (ЕКС) — является основным счетом https://kaznaonline.ru/otkrytie-kaznachejskogo-schyota государства для проведения финансовых операций и эффективного управления средствами Государственного и местных бюджетов.
ЕКС объединяет систему счетов, действующих в едином режиме и через органы Государственного казначейства проводят операции по доходам и расходам бюджетов всех уровней в соответствии с Законом о Государственном бюджете на соответствующий год. Это дает возможность Государственному казначейству в режиме реального времени получать информацию о движении и наличии средств на ЕКС как результат осуществления операций на всех бюджетных и не бюджетных счетах.
Этот счет объединяет средства субсчетов, открытых в Казначействе (центральный уровень), его управлением в Автономной Республики Крым (ДРК), областях, городах Киеве и Севастополе (далее-территориальные управления). Поскольку только Государственное казначейство Украины имеет полноценный ЕКС, он является непосредственным участником СЭП НБУ. Территориальным управлением счета в НБУ не открываются.
Функционирование единого казначейского счета обеспечивает:
Возможность быстрой мобилизации средств, которые в течение дня поступают на счета, открытые в органах Государственного казначейства, и использование их для проведения бюджетных расходов и совершения иных операций, не противоречащих законодательству Украины;
Предоставление оперативной информации органам законодательной и исполнительной власти о сделках, совершенных за ЕКС;
Оптимальные возможности для принятия представителями законодательной и исполнительной власти оперативных решений по обеспечению эффективного использования средств бюджета.
Для отражения операций, проводимых через СЭП в течение банковского дня, Государственное казначейство и его территориальными управлениями в региональных расчетных палатах (РРП) НБУ открываются технические счета, а на балансе Государственного казначейства — соответствующие субсчета территориальных управлений.
Операции проведены через СЭП, отражаются на технических счетах Государственного казначейства и территориальных управлений, так и на соответствующем ЕКС Казначейства и субсчетам территориальных управлений.
Государственное казначейство имеет право устанавливать лимит технического счете и лимит начальных оборотов в СЭП, чем обеспечивает контроль и управление расходными операциями территориальных управлений. Для принятия управленческих решений о проведении финансовых операций необходима информация относительно фактического наличия денежных средств. Эта информация формируется в Казначействе путем составления ежедневного оборотно-сальдового баланса счетов.
Органы Государственного казначейства открывают счета:
- — для зачисления поступлений, предусмотренных законодательством Украины;
- — распорядителям и получателям бюджетных средств, другим клиентам;
- — предприятиям, учреждениям и организациям по операциям, не относящимся к операциям по исполнению бюджетов, но в соответствии с действующим законодательством обслуживаются в Государственном казначействе.
Государственное казначейство осуществляет заимствования с ЕКС на основании реестров на выделение средств с ЕКС центральном аппарате казначейства и другим его управлением, а также в случае, перечисление центральному аппарату средств, превышающих установленный лимит ЕКР.
Обновления ЕКС территориальных управлений осуществляется на основании реестров или распоряжений Государственного казначейства:
- — на возобновление ЕКР за счет доходов Государственного бюджета, причитающихся к перечислению центральном аппарате казначейства;
- — на перечисление средств с ЕКС другим управлением Казначейства;
- — на перечисление средств со счета Казначейства на счета его территориальных органов.
Реестры и сводные реестры на выделение бюджетных ассигнований формирует управление межбюджетных отношений и управления расходов Государственного бюджета Государственного казначейства в соответствии с Порядком выполнения Государственного бюджета по расходам.
Таким образом, введение Единого казначейского счета позволяет сосредоточить государственные средства в руках одного юридического лица и обеспечить:
- — совершенную базу данных по бюджетным показателям;
- — ежедневное перечисление по назначению средств, поступающих в Государственный и местные бюджеты;
- — распределение общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей между Государственным бюджетом и местными бюджетами;
- — перечисления местным бюджетам принадлежащих им средств в соответствии с нормативами и результатов взаиморасчетов;
- — соблюдение принципа целевого направления бюджетных средств путем осуществления предварительного контроля;
- — предоставление информации органам законодательной власти о совершенных на Едином казначейском счете операций;
- — оптимальные возможности для принятия представителями законодательной и исполнительной власти оперативных решений по использованию остатков средств на Едином казначейском счете;
- — полную независимость государства от банковской системы в деле контроля и учета доходов и платежей.
На сегодняшний день Государственное казначейство использует 8-м («4К») модель обслуживания корреспондентского счета, которая соединила возможности СЭП и системы срочных переводов (СТП) средств для управления ЕКС.
Отправка и прием платежей органами ГКУ отображаются одновременно на ЕКС и на техническом счете конкретного органа ГКУ. Таким образом, одновременно отслеживается реальная сумма остатка на ЕКС и реальное участие каждого органа ГКУ в изменениях ЕКС в течение банковского дня.
ГКУ имеет возможность управлять работой Главного управления Государственного казначейства Украины в СЭП путем установления лимита технического счета — это минимально допустимая величина, которой может достичь технический счет в результате отправки в СЕП начальных платежей с этого счета. Для этого используется АРМ управления лимитами. Пакет-запрос, сформированный АРМ управления лимитами, обрабатывается в ЦОСЕП. В момент его поступления происходит корректировка значения лимитов.
Поскольку непосредственный выход в СЭП в казначействе имеют только Центральный аппарат и главные управления, для обеспечения проплаты начальных платежных документов и получение информации о поступлении на счета Управлений Государственного казначейства используется система «Клиент-Банк», которая служит транспортным средством для передачи защищенных платежных документов и получение выписок на участке «Территориальное главное управление — управление государственного казначейства».
На конец банковского дня центральный аппарат ГКУ получает от ЦОСЕП итоговую информацию об оборотах органов ГКУ в СЕП. На ее основании в системе автоматизации ГКУ отображается значение ЕКС и технических счетов органов ГКУ. Работа органов ГКУ в платежной системе ГКУ допускается только в течение операционного дня. Открытие следующего операционного дня без закрытия предыдущего не допускается.