Yes

Да: Легенды прогрессивного рока и классического рока

 

Введение в Yes

Yes — одна из самых успешных и влиятельных групп прогрессив-рока / классического рока, которые когда-либо появлялись, особенно в 1970-х годах. Их звучание описывается как сочное и сложное, с песнями, которые часто бывают длинными и сложными, с искусным и симфоническим акцентом. Они также были известны своим электризующим выступлением на сцене, особенно в период их расцвета. Первый состав Yes состоял из основателя Криса Сквайра, гитариста Питера Бэнкса, барабанщика Билла Бруфорда и клавишника Тони Кея, родившихся в Лондоне, Англия, в конце 1960-х годов. Позже к ним присоединились еще один барабанщик Алан Уайт и дополнительные клавишники Рик Уэйкман и Патрик Мораз.Их альбом 1970 года The Yes Album стал прорывным альбомом группы, как с коммерческой, так и с критической точки зрения. Их творческий и коммерческий пик продолжился в музыкальную эпоху 70-х годов благодаря их последующим альбомам Fragile, Close To The Edge, Tales From Topographic Oceans, Relayer и Going for the One. В конце десятилетия Yes пришли в упадок из-за подъема других жанров, таких как панк-рок и новая волна. К 1981 году группа распалась, но на следующий год некоторые участники группы воссоединились вместе с новым гитаристом Тревором Рабином. На этот раз они выбрали более поп-рок подход. Они достигли вершины чарта синглов США с песней “Owner of a Lonely Heart” в 1983 году; их альбомы 90125 и Big Generator были их самыми коммерчески успешными альбомами в 80-х. Однако последующие альбомы снова не попали в чарты, но их место в истории прогрессивного рока уже было обеспечено. Группа продолжала гастролировать с конца 90-х до начала 2000-х, включая их юбилейные туры. Проблемы со здоровьем побудили группу взять паузу, прежде чем некоторые участники снова собрались вместе и выпустили свой двадцатый студийный альбом Fly from Here в 2011 году, который достиг 36-го места в Billboard 200. В 2013 году Питер Бэнкс скончался в Лондоне, став первым участником Yes (бывшим или нынешним), который скончался. Крис Сквайр, один из основателей Yes и один из краеугольных камней, сформировавших звучание группы, умер от лейкемии в июне 2015 года.

Как, когда и где Yes начали

Сага о прогрессивном роке Yes началась в Лондоне, Англия, в конце музыкальной эры 60-х. Вокалист Джон Андерсон начинал как участник Electric Warriors (которые записывались для Decca Records) и Gun. В 1967 году Андерсон вышел в свет самостоятельно, выпустив два сингла на лейбле Parlophone. В дополнение к своим музыкальным занятиям, он также работал уборщиком в лондонском клубе. Но уже тогда он подумывал о создании собственной рок-группы. Однажды он случайно встретил басиста / вокалиста Криса Сквайра, который играл в группах Mabel Greer’s Toyshop и The Syn.
Андерсон и Сквайр обнаружили, что у них одинаковые музыкальные интересы, оба отдают предпочтение точности в вокале, которая подкрепляется солидной рок-музыкой. Инструментовка.

Вскоре двое мужчин начали писать песни вместе и постепенно начали реализовывать свои амбиции по созданию собственной группы. Позже они наняли клавишника Тони Кея (экс-участника Federals), гитариста Питера Бэнкса (товарища Сквайра по The Syn) и барабанщика Билла Бруфорда, который также был новым участником другой группы Savoy Brown. И это сформировало первый состав группы, которую они назвали Yes. Они отыграли свой первый официальный концерт под названием Yes в молодежном лагере в Ист-Мерси, Эссекс, в августе 1968 года.

Ранняя карьера Да развивалась постепенно, но неуклонно. Они получили свой первый большой перерыв, сыграв в лондонском Speakeasy Club, заняв место Слая и Фэмили Стоун, которые должны были играть в тот вечер. Затем Yes выступили на разогреве у более престижных групп того времени, включая Cream (на их прощальном концерте в Королевском Альберт-холле) и Дженис Джоплин. Их выступление в Cream привело к тому, что они стали завсегдатаями лондонского Marquee Club, а также к их первому появлению на радио, на Top Gear, ведущим которого был достопочтенный Джон Пил. В конечном итоге они подписали контракт со своим первым лейблом Atlantic Records.
Yes выпустили свой первый одноименный альбом в июле 1969 года, а в следующем ноябре они выпустили свой первый сингл с этого альбома под названием “Sweetness”. Альбом уже продемонстрировал звук, которым Yes будет известен — очень высокие гармонии; сложная, мелодичная и четко определенная инструментовка.

Группа выпустила свой второй альбом Time and a Word (1970). К моменту выхода альбома Бэнкс уже покинул левых и был заменен Стивом Хоу (Sydicats, The In Crowd, Tomorrow и Bodast). Time and a Word звучали гораздо более утонченно, чем на дебютном выступлении группы, потому что в некоторых треках звучал дублированный оркестр; только на этом альбоме Yes полагались на других музыкантов, кроме самих себя, чтобы усилить свое звучание. Здесь, на этом альбоме, написание песен стало более зависимым от космических и мистических образов.

Достижение пика популярности и успеха, смена состава

Вскоре Yes обнаружили, что становятся популярными в своей стране, особенно после разогрева Iron Butterfly в 28-дневном туре. Это во многом помогло их третьему альбому The Yes Album (1971) подняться в Топ-10 британского чарта альбомов, достигнув 4-го места. В июне следующего года Yes отправились в свой первый тур по Северной Америке в поддержку Jethro Tull. В сентябре их сингл “Your Move” впервые появился в чартах США, едва добравшись до Top 40 Billboard pop chart. Альбом Yes достиг своего пика на # 40 в Billboard 200, а позже был сертифицирован платиновым RIAA в США.

Альбом Yes имел успех у критиков и стал коммерческим прорывом для группы, которая была под угрозой увольнения Atlantic. Многослойный вокал и гитары альбома, а также треки были более длинными, чтобы позволить инструментальные пассажи.

В середине записи своего третьего альбома Kaye ушли, чтобы присоединиться к другому act Flash, основанному экс-участником Yes axeman Бэнксом. Кей был заменен новым клавишником Риком Уэйкманом, который когда-то играл с группой. Уэйкман доказал, что он не только опытный клавишник, но и обладает некоторыми яркими, эффектными качествами. Этот состав — Сквайр, Андерсон, Бруфорд, Хоу и Уэйкман — оказался недолговечным, просуществовав всего с 1971 по 1972 год, но многие считают его лучшим “классическим” составом Yes.

Они выпустили свой четвертый студийный альбом Fragile, который они довольно поспешно записали, чтобы сэкономить время в студии звукозаписи, а также быстро оплатить оборудование Уэйкмана. Это привело к тому, что в альбом вошло всего девять треков, но некоторые из них были удлинены, как это обычно бывает в альбомах прогрессивного рока. Один из треков, “Roundabout”, был выпущен как сингл (очевидно, версия сингла была сокращена). Песня достигла 13-го места в американском поп-чарте в 1972 году, став их первым крупным американским хитом. “Roundabout” также стала одной из самых известных песен Yes. Тем временем альбом Fragile достиг 7-й строчки в британском чарте альбомов и 4-й строчки в американском Billboard 200, разошелся тиражом более миллиона копий и стал дважды платиновым.

Их следующий альбом, Close to the Edge (1972), содержал всего три трека, причем заглавный трек длился всего 18 минут и занимал всю первую сторону винила. “И ты, и я” и “Сибирская хатру” заняли вторую строчку. Альбом показал направление, в котором двигался Yes, с музыкальными текстурами и звуковыми ландшафтами, занимающими центральное место больше, чем что-либо еще. В Великобритании альбом достиг 4-го места; он также достиг 3-го места в американском чарте Billboard 200, став платиновым.

Несмотря на успех, которого добился Yes, Бруфорд покинул группу (к моменту выхода Close to the Edge), чтобы присоединиться к King Crimson. Алан Уайт (в основном известный своей сессионной работой с Джоном Ленноном и группой Йоко Оно Plastic Ono) заменил Бруфорда за ударной установкой. Вместе с новым барабанщиком Yes отправились в несколько успешных туров в поддержку своего нового альбома. Уэйкман также воспользовался возможностью записать и выпустить свою сольную работу для фанатов — альбом под названием «Шесть жен Генриха VIII» в 1973 году.

Первый концертный альбом их группы, Yessongs (1973), собрал их лучшие живые выступления из их туров Fragile и Close to the Edge; альбом включал четыре трека с участием их бывшего барабанщика Бруфорда. Опять же, это был критический и коммерческий успех, достигнув 7-го места в Великобритании и 12-го места в американском чарте Billboard 200.

Успешные последние четыре альбома Yes оказали своего рода давление на группу, которая пыталась придумать хорошее продолжение. В конце концов, они выпустили новый альбом под названием Tales from Topographic Oceans (1974), первоначально представленный как двойной альбом с четырьмя треками; каждый трек был на каждой из четырех сторон альбома. Альбом имел коммерческий успех, возглавив британский альбомный чарт и заняв 6-е место в американском Billboard 200. Основываясь на реакции Андерсона на индуистские священные писания (в совокупности известные как шастры), альбом приобрел некоторую известность из-за его неоднозначного приема как музыкальными критиками, так и фанатами Yes. Несмотря на стремительный коммерческий успех альбомов, это также вызвало некоторые трения среди участников группы. После их тура в поддержку альбома Уэйкман покинул группу, чтобы продолжить сольную карьеру.

Уход Уэйкмана определенно повлиял на состав и музыку Yes, поскольку именно его пульсирующие и вращающиеся клавишные “создавали” звук Yes. Несколько месяцев спустя они нашли замену Патрику Моразу, который оказался подходящей заменой, но ему все еще не хватало экстравагантного мастерства, продемонстрированного Уэйкманом.

Их седьмой альбом Relayer (1974) стал первым (и единственным) альбомом, который Yes когда-либо записывали с Moraz. На альбоме группа обратилась к другим жанрам, таким как джаз и фанк. Relayer стал еще одним коммерческим успехом группы, достигнув 4-й строчки в британском чарте и 5-й строчки в США. Тем не менее, после релиза Relayer Yes взяли перерыв в записи на два с половиной года, продолжая гастролировать, а также изучая сольные проекты вне группы. Чтобы порадовать фанатов в отсутствие нового материала, Yes выпустили свой первый в истории сборникВчерашний день в 1975 году. Альбом занял 27-е место в Великобритании и 17-е в США.

Состав группы снова изменился: Уэйкман вернулся в группу, а Моратц ушел. Первоначально Уэйкман намеревался работать с Yes just для их предстоящего альбома, но в итоге после нескольких продуктивных сессий записи был снова принят в группу в качестве постоянного участника.

Этот грядущий альбом был наконец выпущен в июле 1977 года под названием Going for the One, первый студийный альбом Yes с совершенно новым материалом за последние два года. Впервые со времен Fragile у их нового альбома не было объединяющей концепции или темы; вместо этого, Going for the One увидели, что группа вернулась к основному подходу к рок-музыке и включила в себя удивительно короткие песни, за исключением одного трека “Awaken”, который длился около 15 минут. Он возглавил британский альбомный чарт, в то время как достиг 8-го места в американском Billboard 200, продав более миллиона копий и получив золотой диск. Его первый сингл “Wondrous Stories” занял 7-ю строчку в британском чарте синглов.

Более чем через год после выхода Going for the One Yes выпустили свой девятый студийный альбом Tormato. Он занял 8-е место на их родине и 10-е место в США. Однако после этого альбома группа снова пошла своим собственным путем, чтобы заняться сольными проектами.

Да, в 1980-е годы: распад и реформация

Tormato также был последним альбомом с Андерсоном и Уэйкманом до их ухода в 1980 году. Оба музыканта уволились после неудачной попытки поработать над следующим альбомом из-за творческих разногласий. Вокалист / гитарист Треворн Хорн и клавишник Джеффри Даунс, оба из the Buggles (известность “Video Killed the Radio Star”), заняли место Андерсона и Уэйкмана. Именно в этот момент Yes были на пути к распаду.

В этом составе Сквайр, Хоу, Уайт, Хорн и Даунс записали и выпустили новый студийный альбом под названием Drama, выпущенный в августе 1980 года. В то время как Drama сохранила серию альбомов Yes в первой десятке в Великобритании (достигнув там 2-го места), в США он достиг “всего” 18-го места. Этот более свежий состав просуществовал всего год.
В 1981 году Yes объявили о своем роспуске. Даунс и Хоу создали свой собственный act Asia, который добился значительного успеха в чартах с десяткой лучших американских поп-хитов “Don’t Cry” и “Heat of the Moment». Остальные участники группы работали над своими собственными различными сольными проектами.

Примерно через полтора года после распада Squire и White вместе со своим первым клавишником Yes Кеем и южноафриканским гитаристом Тревором Рабином создали новую группу под названием Cinema. Однако это построение оказалось недостаточным, поэтому Сквайр попросил Андерсона присоединиться к ним. На этот раз они поняли, что с этим формированием они собирались снова вернуть ядро состава Yes, поэтому в итоге они возродили группу Yes.

С новым воплощением Yes (с Хорном, также выступающим в качестве продюсера) они выпустили свой 11-й студийный альбом 90125 (1983), первый полноценный выход группы с момента их реформирования. Альбом был написан в стиле танцевального рока, чего группа никогда раньше не делала. Сингл “Owner of a Lonely Heart” неожиданно занял первое место в американском чарте Billboard Hot 100, а также в чарте Billboard Hot Mainstream Rock. Ошеломительный успех синглов в чартах во многом помог 90125 достичь пика на 5-м месте в Billboard 200, продав более трех миллионов копий и став при этом трижды платиновым.

Несмотря на огромный успех 90125, группа, похоже, не сразу последовала за ним. Хорн также покинул группу. После двухлетнего отсутствия Yes выпустили свой 12—й студийный альбом Big Generator, который попал в топ-20 чартов альбомов Великобритании и США — довольно “бледный” результат по сравнению с предыдущими альбомами.

Еще одной проблемой, существующей для Yes, были огромные юридические проблемы из-за увеличения числа бывших членов, собирающихся в различных актах и использующих имя Yes. К счастью для четырех участников классического состава — Джона Андерсона, Билла Бруфорда, Рика Уэйкмана и Стива Хоу, их собственный номер, названный просто как Anderson Bruford Wakeman Howe, получил достаточное признание у фанатов. Их собственный альбом Anderson Bruford Wakeman Howe (1989) выступил достаточно хорошо, чтобы заслужить место в чарте Top 40 альбомов США и Top 20 альбомов Великобритании.

Да в 1990 — е годы

Юридические споры были урегулированы в начале 1990-х, что привело к объединению бывших (и ключевых) участников и нынешних участников. Они отправились в серию мировых туров под названием Union Tour в сопровождении своего 13-го студийного альбома Union (1991). Один из его синглов, “Lift Me Up”, зарегистрировался на # 1 в чарте Billboard rock. Альбом получил смешанные отзывы критиков, но ему все же удалось занять достаточно высокие позиции в чартах альбомов Великобритании (на 7-м месте) и США (на 15-м месте).

Хотя к тому времени Yes в значительной степени перестали доминировать в чартах синглов, в остальном они были заняты своими турами и другими связанными с ними обязательствами. Они выпустили свой 14-й альбом Talk, коммерческий успех которого был незначительным, несмотря на большой национальный тур в поддержку альбома и очень хороший сингл “The Calling”. После тура Кей ушел, его заменил бывший гитарист World Trade и приятель Squire Билли Шервуд.

Воссоединение классического состава Yes привело к серии коротких туров, а также к выпуску пары концертных и студийных альбомов Keys to Ascension и Keys to Ascension 2, но Уэйкман снова покинул группу, недовольный отношением к потенциальному новому материалу. Шервуд, который помимо гитар также хорошо играл на клавишных, занял место Уэйкмана. Шервуд также будет частью более позднего и нынешнего состава Yes.

Да в 21 веке: гарантированный легендарный статус

К тому времени бэк-каталог группы был выпущен в виде сборников, в частности, In a Word, Yes (1969- ) и The Ultimate Yes: 35th Anniversary Collection, который представлял собой тройной сборник, включающий лучшие и важные работы группы за их 35-летнюю карьеру в то время. Их коробочный сет The World Is Live был выпущен в 2005 году.

К тому времени Yes, претерпев несколько изменений в составе и музыкальном стиле, превзошли свою базу в стиле прогрессивного рока. Рабин, Хоу и Даунс вернулись в состав только на одно ночное выступление в честь Хорна на концерте Prince Trust в 2004 году. В середине 2000-х годов Кей, Уайт, Шервуд, а также американский гитарист Джимми Хаун (который также некоторое время работал с Yes, а также с Air Supply) создали супергруппу прогрессивного рока Circa.

Сквайр, Хоу, Даунс и Уайт начали записывать свой двадцать первый студийный альбом к 2010 году, в результате чего вышел Fly from Here, который был выпущен годом позже. В состав группы входил Бенуа Давид, который также некоторое время работал с Yes, который взял на себя обязанности ведущего вокалиста. Но его заменил Джон Дэвидсон, когда группа совершала свои гастроли в начале 2012 года. Yes продолжили свои живые выступления в последующие годы и выпустили свой последний студийный альбом на сегодняшний день, Heaven & Earth, в 2014 году; это был альбом группы, занявший самое высокое место в чартах со времен Talk, достигнув 30-го места в Великобритании и 26-го в США.

Бэнкс, один из членов-основателей, умер от сердечной недостаточности в марте 2013 года, став первым членом Yes (бывшим или нынешним), который скончался. В мае 2015 года группа объявила, что у Сквайра, еще одного участника-основателя, была обнаружена лейкемия, и он возьмет перерыв на время лечения. Но, к сожалению, в следующем месяце Сквайр скончался из-за болезни в возрасте 67 лет в своем доме в Финиксе, штат Аризона.
Концерт Yes в августе следующего года ознаменовал первое живое выступление группы без Squire, 47 лет с момента основания группы. Шервуд вернется, чтобы заменить Сквайра в совместном летнем туре группы по Северной Америке в этом году (на момент написания этой статьи) с Тото.

Yes остается одной из выдающихся прогрессивных рок-групп, переживших смену поколений в своей аудитории, а также несколько изменений в составе, став легендами сами по себе. Их виртуозная игра, насыщенные мелодии и обширные звуковые ландшафты никогда не устареют, продолжая привлекать молодых слушателей, а также поддерживая их лояльную базу поклонников в кругу oldies classic.